Дискуссия об ужесточении правил выдачи прав на управление транспортными средствами разгорелась с новой силой. О чем же шумим?
На Ставрополье 20-летний парень погиб за рулем в аварии, которую сам же и спровоцировал. В Угличе 19-летний молодой человек на ладе насмерть сбил 83-летнюю пенсионерку. А под Волгоградом 21-летний водитель скончался после ДТП с участием груженой фуры. И это только три строчки из постоянно пополняемого списка жертв. ЧП со смертельными исходами стали поводом для разговоров о необходимости радикального пересмотра подходов к подготовке молодых водителей.
Не секрет, что недавние выпускники автошкол — одна из самых непредсказуемых и опасных категорий участников дорожного движения. И хотя мало кто из них приклеивает на заднее стекло своего автомобиля черный восклицательный знак на белом или желтом фоне, они и без него выделяются в транспортном потоке: очень часто новобранцы за рулем не держат дистанцию, «плавают» по полосе, непредсказуемо маневрируют — и, как следствие, гораздо чаще попадают в ДТП, чем те, кто сидит за баранкой уже не первый десяток лет.
По данным ГИБДД, при общем снижении числа аварий на дорогах России в последние годы количество аварий с участием водителей, чей стаж не превышает двух лет, растет. Страховщики подтверждают эту статистику. По их информации, самой опасной категорией среди людей за рулем являются юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет. Четверть водителей в этой возрастной группе хотя бы раз в год ухитряются угодить в аварию. Банковские аналитики выявили и такую закономерность: чем меньше водительский стаж, тем выше штрафы за несоблюдение ПДД.
Тема не новая, но теперь руководство ГИБДД, законодатели и представители автошкол решили вспомнить былое и вернуться к ограничениям, которые действовали для начинающего водителя в советские времена. Тогда в первые два года для него существовали дополнительные ограничения скорости, он не имел права ездить в темное время суток, буксировать прицеп и брать в авто больше одного пассажира. Однако в текущей дорожной обстановке такие ограничения едва ли добавят безопасности участникам дорожного движения. Камерам, контролирующим дороги, трудно разобраться в таких нюансах, не возвращать же на посты прежнюю армию гаишников.
В этом смысле гораздо продуктивнее опыт зарубежных стран — например, Финляндии и Австрии. У скандинавов после окончания автошколы дают временные права, поменять которые на постоянные можно только после дополнительного обучения и при условии, что водитель за два года совершил не более трех мелких нарушений ПДД. В Австрии права аннулируют, если начинающий водитель не прошел дополнительную подготовку по вождению ночью, в снегопад и гололед.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, надо увеличивать продолжительность практики, а начинать обучение стоит раньше. «Учить ПДД нужно еще в школе. Там же имеет смысл получать и первые практические навыки вождения, — уверен эксперт. — Кроме того, не стоит разрешать новичкам водить авто с двигателем мощнее 150 «лошадок».
Еще одно изменение, предлагаемое экспертами, — это исключение из процесса подготовки водителей сотрудников Госавтоинспекции, которым лучше бы сосредоточиться на выполнении своих прямых обязанностей по поддержанию порядка на дорогах. Ответственность за подготовку водителей должны взять на себя автошколы. Но, положа руку на сердце, в возможность добровольного ухода инспекторов Госавтоинспекции из этой сферы верится слабо...