На вопросы отвечает Мария Архипова (Баст), адвокат, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека.
— Мой муж ехал в автобусе, рядом стоял мужчина в состоянии алкогольного опьянения, который вел себя агрессивно. Муж несколько раз одернул мужчину, особенно когда тот пытался приставать к детям и женщинам. В результате завязалась перепалка, переросшая в драку, в ходе ее были повреждены поручни автобуса. Кто теперь будет платить за ущерб? Автобусный парк считает виноватым моего мужа: дескать, он был трезв, но не промолчал, а создал конфликтную ситуацию. Но ведь многие безобразия вокруг как раз и творятся с молчаливого согласия окружающих! Как в этой ситуации найти справедливость?
Майя Андреевна П., Кемеровская область
— Безусловно, тут должны быть приняты во внимание все обстоятельства случившегося, а потому так важны показания свидетелей и, если имеется, видеосъемка. Если все было именно так, как вы рассказываете, с доказательствами можно обращаться в дирекцию автопарка или даже в суд. Также можно с уверенностью сказать, что в такой ситуации именно состояние опьянения является отягчающим обстоятельством. Что касается материального ущерба, то экспертиза установит его размеры и оценит роль каждого участника происшествия. Соответственно, ущерб может быть как поделен пополам, так и возложен на виновного.
— Моя мать стала жертвой телефонных грабителей. Ей, пожилой женщине, позвонили якобы от лица внука и сказали, что тот задержан полицией, нужно перечислить деньги, чтобы его отпустили. И она отправила по указанному номеру мошенникам 1,5 млн рублей. Понимаю, по нынешним временам это обычный случай... Можно ли каким-то образом вернуть эти деньги?
Нина Романовна Т., Челябинская область
— В первую очередь нужно обратиться с заявлением в полицию с требованием проведения проверки и возбуждения уголовного дела. Для этого необходимо предоставить правоохранительным органам полную информацию о телефонных номерах, с которых звонили мошенники, время звонков и суть всех переговоров между пенсионеркой и мошенниками. Возможно, были свидетели разговора — как правило, жертв просят переводить деньги через терминалы, соответственно, пригодятся адреса этих терминалов. Хотя, прямо скажем, сама попытка воздействовать на правоохранителей с помощью денег далека от закона.
— Работаю в пункте выдачи товаров с маркетплейсов. Очень часто встречаются неадекватные клиенты. Так, последний раз женщина была расстроена тем, что ей вместо заказанных украшений пришли... гвозди. Свое возмущение такой заменой она решила выместить на мне и разбила мне телефон. Могу ли я требовать возмещения материального и морального вреда?
Галина Леонидовна Г., Московская область
— Как правило, в пунктах выдачи товаров есть камеры видеонаблюдения, также известны персональные данные лиц, получающих товары. Все это позволит без особого труда установить личность покупательницы. Вам надо обратиться в полицию, предоставить доказательства происшествия, в том числе и поврежденный телефон, а полиция найдет обидчика. А дальше конфликт может быть улажен по обоюдному согласию или передан на решение суда.