Возвращаемая первая ступень российской перспективной ракеты «Крыло-СВ» должна получить посадочное шасси и, возможно, лыжи. Об этом журналистам сообщил руководитель экспериментального конструкторского бюро Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Борис Сатовский.
«В экстремальном случае мы предполагаем возможность посадки даже на грунтовой аэродром, поэтому шасси будут иметь сменное оборудование: если посадка на бетонную полосу и классный аэродром, то это будут колеса, а если это посадка на грунт, то это будут лыжи», - пояснил глава конструкторского бюро.
О начале работ над проектом «Крыло-СВ» стало известно в ноябре 2020 года. Работа поручена Конструкторскому бюро химического машиностроения имени Алексея Исаева. Обозреватели отметили, что проект концептуально повторяет многоразовую крылатую ракету «Байкал», работы над которой велись в Центре Хруничева.
Ранее комментаторы отметили, что руководство Роскосмоса явно не хочет повторять решения, примененные американским миллиардером Илоном Маском при создании семейства многоразовых ракет Falcon. В частности, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в 2019 году заявлял, что перспективная российская ракета с возвращаемой первой ступенью будет комплектоваться перспективными же метан-кислородными двигателями, которые, в отличие от керосин-кислородных двигателей SpaceX, не требуют чистки после полета. Также он сообщал, что ракета будет садиться на грунт не вертикально, а с горизонтального планирования.
«С учетом нашей географической специфики садиться ступень должна по-самолетному, а не «вертикальной свечкой», как у Falcon. Если мы это отработаем и увидим, что самолетный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса», - заявлял Рогозин.