Граждане нашей страны ожидают оклады в среднем на 6%, чем трудовые мигранты-иностранцы, приводит данные сервис поиска работы Worki. Аналитики изучили более 1,7 млн откликов кандидатов на вакансии кассира, грузчика или водителя.
Методика была следующая. «Допустим, житель Екатеринбурга с гражданством РФ откликался на 3 объявления продавца-кассира с заработной платой в 21, 23 и 25 тысяч рублей. Исходя из этих откликов его зарплатное ожидание на позицию продавец-кассир в Екатеринбурге составило 23 тысячи рублей», - говорится на сайте сервиса. При этом другой соискатель, иностранец из СНГ, откликался на аналогичные вакансии Екатеринбурга со средней зарплатой от 23,5 тысяч рублей. Так, в данном случае разница откликов на вакансию кассира в Екатеринбурге составила 2,1% (или 500 рублей).
Наименьшая разница зарплатных ожиданий россиян и мигрантов зафиксирована на линейных вакансиях, предполагающих взаимодействие с клиентами (в среднем 2,4%). Например, кандидат в администраторы из РФ требует 25 000, а мигрант 25 550. Будущий продавец из России – 25 000, а гражданин сопредельной страны – 25 570 рублей. Самая большая разница отмечена у водителей (14%): если россияне в среднем просят 47 000 рублей, то мигранты 54 500. Заметны отличия и в ожиданиях окладов на позицию продавца-консультанта: 26 600 в случае граждан РФ и 28 210 у мигрантов.
В столице зарплатные ожидания россиян почти сравнимы с запросами иностранцев (отличия на 1,6% или 640 рублей). В Петербурге разница доходит до 3,2% (1150 рублей). Самая большая разница в отношении к вознаграждению замечена в Нижнем Новгороде и Самаре: здесь мигранты просят на 18,3% (на 5150 рублей) и на 8,5% (на 2100 рублей) больше соответственно.
Разрыв по зарплатным ожиданиям не так велик в других городах. Екатеринбург – 6,7% (1740 рублей), Ростов-на-Дону 6,5% (1730 рублей), Краснодар 5,8% (1510 рублей), Новосибирск 4,3% (1100 рублей), Челябинск 3,8% (950 рублей), Казань 2,6% (660 рублей).
В исследовании речь идет о зарплате, запрашиваемой кандидатами, а не предлагаемой работодателями, указывает главный редактор ГАРАНТ.РУ Вера Игнаткина. «В этом различии и кроется положительная сторона данного тренда, хотя сами результаты исследования вряд ли можно назвать оптимистичными. Компании в последние годы привыкли экономить, тем более на линейном персонале. Поэтому, как правило, при равных условиях – одинаковом уровне образования, опыте работы, навыках и личных качествах, предпочтение, скорее всего, отдадут более дешевому кандидату», - сказала эксперт порталу TRUD.RU. Штатное расписание, по которому назначается зарплата на определенной должности, законопослушная компания составляет на основе всесторонней оценки рынка труда, а не по желанию конкретного кассира, продавца или водителя, напомнила специалист.
«Не стоит забывать и про пресловутый российский менталитет – не каждый россиянин готов стартовать с таких позиций, а если и делает это, то ненадолго на них задерживается», - отметила Игнаткина. Мигрантам сложнее устроиться на более квалифицированные вакансии, поэтому они готовы трудиться на линейных позициях столько, сколько смогут. Вместе с необходимостью арендовать жилье, помогать семье, оставшейся на родине и т.п., и выходит, что их запросы с течением времени возрастают, говорит эксперт.
Отметим, в Минтруде предложили внести поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Местные власти могут получить право утверждать списки запрещённых профессий для труда по патенту. Также власти регионов смогут ограничивать количество выдаваемых патентов. Пока же главы субъектов уполномочены менять стоимость патента для гастарбайтеров либо запрещать компаниям определённого профиля нанимать их. Другие вопросы находятся в ответственности Москвы. Согласно, подсчётам доля мигрантов в ряде субъектов РФ относительно велика. Так, 11,4% всех трудящихся в Магаданской области – мигранты.
Идея Минтруда носит косметический характер, считает кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Кемеровского государственного университета Анатолий Акулов. «Она распространяется на относительно небольшое число мигрантов, работающих легально по патенту. Поэтому манипулирование этой величиной не окажет в большинстве регионов существенного влияния ни на рынок труда, ни на ситуацию с миграцией», - считает эксперт (цит. Давыдов.Индекс). Эта часть рынка труда без затруднений в состоянии уйти в тень. К тому же, в условиях коррупции любые запреты работают плохо. Для поддержки россиян на рынке вакансий есть «более масштабные, жесткие и действенные инструменты федерального уровня». Если подобные инструменты не применяются, значит, у властей нет стимулов решать таким образом проблемы безработицы. Тем более, по формальным показателям она низкая, заключает специалист.
Сначала надо мониторить ситуацию в каждом регионе, и только после принимать меры: процент мигрантов везде разный, напомнил депутат Гордумы Астрахани Василий Ворох. Регионы должно настораживать, если число трудовых мигрантов там превышает 7%, говорит депутат.