На этой неделе в Сочи стартовал концертный тур Фестивального оркестра Дмитрия Шостаковича. Уникальность этого музыкального коллектива в том, что он впервые объединил молодых и талантливых музыкантов из России и Великобритании в рамках одного ансамбля. В мире музыки такие интернациональные оркестры, можно сказать, явление почти уникальное.
Оркестр, созданный в память о двух великих композиторах ХХ века — Дмитрии Шостаковиче и Бенджамине Бриттене, — оказался замечательным примером того, как в условиях непростой политической ситуации две страны могут найти точки соприкосновения благодаря музыке. Во многом претворению этой инициативы в жизнь способствовала поддержка, которую оказали крупнейшие нефтегазовые компании двух государств — российская «Роснефть» и британская ВР, давно и плодотворно сотрудничающие друг с другом.
Дружба без границ
Появление оркестра было вдохновлено дружбой двух знаковых фигур музыкального мира XX века — Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. Они впервые познакомились на концерте Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в 1960 году, во время тура по Великобритании Мстислава Ростроповича, в котором он представил Первый виолончельный концерт Шостаковича.
Они заочно уже давно восхищались музыкой друг друга. Так, например, «Питер Граймс» Бриттена был вдохновлен оперой «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, которую он впервые услышал в 1935 году. Бриттен написал позже, в 1963 году: «В течение многих лет ваша работа и жизнь были для меня примером — мужества, честности и человеческой симпатии».
В 60-е годы английский композитор шесть раз встречался с Шостаковичем в СССР. Нередко эти визиты он совершал в обществе Ростроповича и оперной дивы Галины Вишневской. В 1965 году Бриттен гостил у российского коллеги в поселке композиторов в Армении. Дружеские связи двух гениев сильно осложняла большая политика — дипломатические отношения между Советским Союзом и Великобританией в то время были особенно напряженными. Но Шостакович и Бриттен поддерживали контакт на расстоянии — обмениваясь через знакомых письмами и партитурами, в основном через тех же Ростроповича и Вишневскую. Дружба этой четверки не только оказала сильное влияние на их творчество, но и смогла преодолеть идеологические границы эпохи холодной войны.
Эта дружба влияла на творчество Бриттена — начиная с «Военного реквиема» (первоначально задуманного для исполнения Вишневской), русскоязычного цикла песен «Эхо поэта» и вплоть до возвращения к инструментальным композициям. Шостаковичу была посвящена опера Бриттена «Блудный сын». Сам русский композитор смог посетить родной город Бриттена Олдборо единственный раз, в 1972 году. В это время Шостакович поработал над черновиком партитуры для оперы Бриттена «Смерть в Венеции». В одном из интервью тогда российский композитор сказал: «Мне нравится (Бриттен. — «Труд») как человек и как музыкант. Я особенно восхищаюсь его талантом и его чувствительностью. Увы, мы встречаемся слишком редко».
Узнав о смерти Шостаковича в 1975 году, Бриттен написал: «Он величайший композитор, которого я когда-либо имел честь знать».
Новая Антанта
У России и Великобритании были разные периоды взаимоотношений. Последние несколько лет многие эксперты называли «холодной войной в миниатюре». Однако сейчас многие трезвомыслящие британские политики заговорили о разрядке в отношениях с Москвой. Представители деловых кругов такой поворот могут только приветствовать.
«От истерической русофобии, охватившей британскую политическую элиту и медиа (надо сказать, не первый раз в истории), Лондон переходит к более осторожному, взвешенному подходу, который традиционно пользуется поддержкой в бизнес-кругах. Неслучайно в начале лета Владимир Путин провел весьма плодотворную встречу с представителями британского бизнеса. Символом новой Антанты может стать оркестр Бриттена — Шостаковича, который спонсируют «Роснефть» и BP — две крупнейшие корпорации России и Британии, которые давно уже являются стратегическими партнерами. Музыкальный диалог, прообразом которого стала легендарная дружба великих композиторов XX столетия, — это, судя по всему, попытка вновь — уже который раз в истории — нащупать точки соприкосновения двух наций, двух культурных традиций», — считает политолог Михаил Делягин.
Объединить в одном оркестре юных музыкантов России и Великобритании в честь перекрестного Года музыки двух стран предложил руководитель Московского театра «Новая оперы» им. Е.В. Колобова" Ян Латам-Кениг. Он сегодня является единственным британским дирижером, возглавляющим российский театр с 2011 года.
«Мы долго обсуждали идеи с британским послом в России сэром Лори Бристоу, а он большой поклонник классической музыки и сам играет на альте, — рассказывал Ян Латам-Кениг. — Хотелось сделать что-то исключительное, замечательное, долговечное. После долгой организационной работы, проделанной как британской, так и российской командами, мы заручились поддержкой «Роснефти» и BP. А дальше начался отбор молодых музыкантов, учеников лучших британских и российских консерваторий».
Заявки на участие в проекте поступили от множества самых талантливых оркестровых музыкантов, которые еще учатся или только начали свою карьеру. Прослушивание выпускников и студентов ведущих консерваторий и музыкальных колледжей России и Великобритании продолжалось в период с марта по май этого года. В итоге в состав оркестра вошли 86 молодых музыкантов из России и Великобритании, средний возраст которых составляет 22-23 года.
Оркестр собрали из равного числа британских и российских музыкантов. Они представляют Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова, Ростовскую государственную консерваторию им. Рахманинова, Музыкальную академию им. Гнесиных и Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова. Британские музыканты представляют такие знаменитые учебные центры, как Королевский музыкальный колледж (Лондон), Королевская академия музыки (Лондон), Королевская консерватория Бирмингема, Гилдхоллская школа музыки и театра, Королевский Уэльский колледж музыки и театра (Кардифф), Королевский Северный музыкальный колледж (Манчестер) и факультет музыки Университета Оксфорда, Королевской консерватории Шотландии (Глазго).
Оркестр исполняет исключительно музыку британских и российских композиторов. В репертуар нового оркестра вошли произведения Бриттена и Шостаковича, Чайковского и Рахманинова, Элгара и Прокофьева. При этом программа будет меняться в каждом городе.
Например, в Москве и Санкт-Петербурге Фестивальный оркестр даст редкие исполнения симфонической поэм-ы Шостаковича «Казнь Степана Разина» с участием хора «Новой оперы» и баса Алексея Антонова. А в Великобритании зрители смогут услышать сюиту Шостаковича к фильму «Гамлет». Сопровождать музыку будут диалоги Козинцева, исполненные Эдвардом и Фредди Фоксами.
Почетными президентами оркестра выступают Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский, руководитель Фонда Дмитрия Шостаковича и вдова композитора Ирина Шостакович, а также выдающийся российский дирижер Юрий Темирканов.
Универсальный язык
Выступления оркестра будут продолжаться в течение сентября в крупнейших городах России и Великобритании. Первыми оценить мастерство юных музыкантов посчастливилось жителям и гостям Сочи.
Оркестр собрался в курортном городе в первых числах сентября для проведения репетиций. Для многих музыкантов участие в оркестре стало первым подобным опытом. Кроме того, у музыкантов из России и Великобритании разная школа, которая имеет свои отличия.
Латам-Кениг объяснил это так: «У исполнителей разных стран всегда есть свои особенности. Русские музыканты знамениты своей техникой, виртуозным индивидуальным мастерством. А английские исполнители, наоборот, лучше играют в оркестре. Есть специфика и в выборе инструментов. В Британии традиционно «сильны» духовые и медные — трубы, валторны, тромбоны, а в России — струнные: скрипки и альты. Например, в составе группы из 26 скрипачей у нас 22 представителя российской стороны».
В течение недели музыканты проводили по восемь часов на репетициях: сначала индивидуальные, то есть по группам инструментов, затем — в полном составе оркестра. За это короткое время музыканты смогли подготовиться для исполнения величайших произведений ХХ века.
«Когда идет репетиция, учителя говорят в основном на английском. Но участники оркестра легко понимают друг друга, ведь язык музыки один для всех», — рассказала молодая скрипачка Анна Михайлова, студентка Московской консерватории имени Чайковского.
«В Россию я приехал впервые. В Сочи оказалось гораздо теплее, чем мы ожидали, ведь в Англии уже настоящая осень. Мне очень нравится работать с русскими ребятами. Они любят громкую музыку, к тому же у них очень хорошая техника. Я в концертной программе исполняю несколько партий, из них самые любимые — произведения Чайковского. Русского языка вообще не знаю, а кто-то из ваших ребят не понимает по-английски, но как только дирижер взмахнет палочкой — все сразу понятно», — поделился впечатлениями Том Воттс, студент Королевского Северного музыкального колледжа Манчестера.
От Сочи до Бирмингема
Поскольку репетиции проходили в Сочи, то и гастрольный тур начался именно в этом черноморском городе. Первые два представления оркестр Бриттена — Шостаковича дал 9 и 10 сентября на сцене парка науки и искусств «Сириус». Как и ожидалось, концерты собрали полные залы. Публика тепло приняла музыкантов на бис: зрители долго стоя благодарили артистов овациями.
В ходе выступлений зрители услышали «Фантазию на тему Томаса Таллиса» Ральфа Воана-Уильямса, «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова, «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бриттена и Сюиту для эстрадного оркестра Шостаковича.
Впереди у коллектива концерты в двух российских столицах. 12 и 14 сентября оркестр принимает Московская государственная консерватория им. Чайковского. А 15 сентября поставит точку в российской части турне концерт в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Дмитрия Шостаковича. В Москве и Санкт-Петербурге, как уже говорилось, оркестр дополнит свою программу редким исполнением симфонической поэмы композитора «Казнь Степана Разина».
Затем оркестр Бриттена — Шостаковича уедет покорять Великобританию. За девять дней, с 17 по 25 сентября, музыканты сыграют в Бирмингеме, Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Эдинбурге, Бейзингстоуке и Лондоне.
«Это команда, которая научилась работать вместе в экстремально короткий срок, я очень доволен их прогрессом, — сказал Латам-Кениг. — Мы очень довольны теми, кто сейчас в оркестре, и будем рады, если они останутся с нами и в будущем».
У коллектива пока нет конкретных планов относительно будущего, однако есть надежды, что подобные выступления станут ежегодными.
«Я надеюсь, что выступления оркестра станут новой культурной традицией для России и Великобритании и начнут проводиться ежегодно. И уверен, что наш оркестр выступит своеобразным послом российской и британской культур во всем мире, — заявил после первого концерта дирижер. — Для всех наших коллег это наглядный пример, как две наши страны могут успешно сотрудничать в культурной сфере».
Вклад в развитие культуры
«Роснефть» и BP, являющиеся одними из крупнейших нефтяных компаний мира, неслучайно оказались главными спонсорами создания Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича. Обе компании достаточно давно и тесно сотрудничают друг с другом — их связывают как перспективные совместные проекты, так и то, что британская компания является одним из основных акционеров «Роснефти». Нефтяные гиганты традиционно придерживаются политики высокой социальной ответственности.
Так, российская и британская компании оказывают поддержку Мариинскому театру. Кроме того, «Роснефть» сотрудничает с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Государственной Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем. «Роснефть» оказывает поддержку Мариинскому театру и Дому музыки в Санкт-Петербурге, ежегодным выступлениям Хора Сретенского монастыря в регионах своего присутствия, финансирует академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Дмитрия Шостаковича, организовывает гастроли Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана и др.