В течение нескольких часов мы добросовестно объехали автосалоны на севере столицы, однако везде нас ждал от ворот поворот. Наконец после двухчасовых странствий на нашем пути оказывается солидный магазин, где есть все для авто.
Ни кресел-люлек для младенцев, ни подставок для детей постарше здесь нет.
- Были, но перед Новым годом разобрали, - объясняет консультант. - Теперь детей только в креслах можно перевозить, вот и покупают.
- А вы тоже автокресло для ребенка ищете? - интересуется москвичка Надежда Викторова. - Мы без них вообще никуда не выезжаем. Однажды я резко затормозила, и моя пятилетняя дочь, которая сидела по центру заднего сиденья и не была пристегнута, буквально вылетела вперед. А сейчас я уже вторую неделю не могу купить для старшей дочки подставку.
Найти в продаже детские автокресла удалось лишь на известном рынке детских товаров в центре столицы. Для младенцев - люльки от 2,5 до 4 тысяч рублей. Для малышей до 4-5 лет - переходное кресло, для дошкольников и младших школьников - кресло побольше, а для подростков кресла могут быть чуть меньше переднего пассажирского сиденья. Цены разные - от 6,5 до 8 тысяч.
- А на нашу девочку сможем подобрать кресло? - спрашиваю я.
- А ей разве 12 лет еще нет? Тогда попробуем... - неуверенно отвечает продавец Алексей и предлагает нам симпатичное кресло для подростка за 7,5 тысячи рублей.
Кресло Кристине явно тесновато, мешают подлокотники. Да и голова, судя по всему, упрется в потолок - слишком высоко.
- Акселераты пошли, а не дети, - улыбается продавец. - Зачем такого вообще в кресло сажать? Может, универсальное сиденье попробуем?
Универсальное можно подогнать по размеру хоть для трехлетнего малыша, хоть для подростка-акселерата. В нем нашей юной спутнице немного удобнее, но и цена отличается - 18 тысяч рублей.
- Есть такое же китайское, оно дешевле, но, говорят, не такое надежное, - предлагает продавец. - Но инспектору-то все равно, надежное оно или нет. Зато уж точно не оштрафует...
В общем, за весь день нам так и не удалось совершить покупку. Уставшего ребенка я решаю отвезти домой на такси. Заодно и узнаем, как у таксистов дела с детскими автокреслами.
- Зачем я его буду покупать? - откровенничает таксист. - Кресло стоит минимум три тысячи. А штраф всего сто рублей! Так что не волнуйтесь, если остановят - сам заплачу!
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Игорь КОЛОСКОВ, сотрудник отдела пропаганды УГИБДД Москвы:
- Если ребенок крупный, высокий и не вмещается в кресло, то подложите снизу подушку, чтобы штатный ремень безопасности заднего сиденья прочно удерживал его в районе груди, а не находился на горле. А само кресло должно быть надежно закреплено. Если оно сорвется в момент столкновения, представить страшно, что будет с маленьким пассажиром. На переднем сиденье нельзя перевозить детей до 12 лет, даже если они крупные. Если кресло ставится спереди, то оно должно быть развернуто, чтобы ребенок был спиной к лобовому стеклу, и закреплено. Грудных детей категорически запрещено перевозить на руках. За отсутствие детского кресла взымается штраф 100 рублей.
ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА
Дмитрий КОЛОДИН, председатель правления региональной общественной организации "Взаимопомощь":
- При покупке детского автокресла нужно обратить внимание на страну-изготовителя. Лучше купить кресло, которое сделано там, где существуют очень жесткие стандарты безопасности перевозки детей - в странах Европы и Северной Америки. Если кресло из Европы, то на нем будет маркировка ECE R44/03 - знак соответствия европейскому стандарту безопасности. В России с началом действия поправок к ПДД будет введен и ГОСТ Р 41.44-2005, касающийся удерживающих устройств для детей в автомобилях. На боковине кресла должна быть маркировка - красный или синий круг. Красный означает, что ребенка можно сажать только лицом вперед по ходу движения, синий - что кресло можно закрепить и против движения, лицом к водителю. Предпочтительнее те кресла, у которых есть регулировки высоты и ширины спинки, длины подушки, наклона кресла, фиксаторы ремней безопасности.