Сам факт "пророссийской" трубы в буквальном смысле взбесил посла США в Туркменистане Джона Ордвея, которого считают инициатором проекта доставки местных углеводородов (через южную часть Каспийского моря) в обход России. Этот дипломат неоднократно рапортовал Вашингтону о якобы "сговорчивости" местных лидеров и их нежелании "быть политически и экономически зависимыми от Москвы". В президентском дворце посол Ордвей в ожидании глав государств стоял бледный и кусал нижнюю губу.
К моменту трехсторонней встречи в Туркменбаши Нурсултан Назарбаев, лидер Казахстана, через чью территорию потечет "голубой поток", понимая, что Каспийский регион становится зоной пересечения геополитических интересов мировых держав, сделал свой окончательный выбор. Он четко заявил в интервью британской прессе: "Газ пойдет на европейские рынки по восточному берегу Каспия через Россию".
Пока в пятницу ждали президента Назарбаева, Путин и Бердымухаммедов провели серию важных переговоров. Прежде всего туркменский лидер подтвердил: поставки газа в Россию до 2028 года останутся для Ашхабада приоритетными. "У них не хватает управленческих кадров, требуются серьезные иностранные инвестиции в экономику, - отметил в беседе с корреспондентом "Труда" вице-премьер России Сергей Нарышкин. - Казалось бы, товарооборот между нашими странами, составляющий около 308 миллионов долларов, - цифра внушительная. Но нам кажется, что ее можно значительно увеличить".
На церемонии закладки камня в основание здания русской школы имени Пушкина в Ашхабаде Путин отметил, что высоко ценит "активизацию контактов и улучшение взаимодействия в гуманитарной области". Сейчас туркменские власти рассматривают вопрос о создании Славянского университета, который будет взаимодействовать с крупнейшими вузами России. Как стало известно корреспонденту "Труда", на днях возобновились переговоры об отмене визового режима для граждан двух стран.
Путина вновь поразил Ашхабад - город, который по праву считается жемчужиной Востока. "Я не был здесь целых пять лет, - сказал российский президент, обращаясь к Гурбангулы Бердымухаммедову. - Вижу, какой красивой стала ваша столица".
Сейчас здесь стоит почти 40-градусная жара, и горожане предпочитают сидеть под кондиционерами в офисах или отдыхать в какой-нибудь прохладной чайхане с пиалой в руках. От этой безлюдности Ашхабад похож на огромный музей под открытым небом: повсюду чистейшие мраморные мостовые, дворцы под ослепительно золотыми куполами и сотни фонтанов. А в самом центре у президентского дворца 50-метровая стела, на вершине которой позолоченная статуя Сапармурата Туркменбаши. С помощью специального устройства она всегда обращена лицом к солнцу.