В новом году многие покупатели столкнулись с дефицитом товаров в магазинах: пропали молоко, мясо, овощи, и это только товары первой необходимости.
«Зашла в магазин возле дома, чтобы купить кефира, — делится с „Трудом“ москвичка Ирина Смирнова. — Нужной мне марки в наличии не было. Стояло всего три упаковки, причем одной фирмы. Выбора не было. Однако продавец подозрительно быстро положила кефир в пакет. Посмотрела, а там срок годности истек еще 5 января». Таких ситуаций по Москве — сотни. Особенно страдают маленькие магазины так называемой шаговой доступности в спальных районах.
«После Нового года хотела порадовать себя, пришла в парфюмерный магазин. И что бы вы думали? Пустые полки, практически ничего нет. Остатки подарочных наборов — и все», — рассказывает «Труду» Яна Зверева.
В итоге девушка не обнаружила на полке того, за чем пришла, хотя ценник на товар имелся. Мало того, было даже пустое место на витрине.
Тем, кто собрался за продуктами в праздничные дни, также пришлось возвращаться домой разочарованными.
«Поймите, никто работать не хочет. Раньше хотя бы в понедельник все выходили трудиться, а тут только во вторник. Возьмите
Рассчитывали на кризис
Как рассказал «Труду» председатель правления Международной конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин, дефицит товаров в магазинах обусловлен сразу двумя факторами.
Прежде всего сказались самые длинные праздники в году. В первые три дня после встречи нового года спрос в магазинах падает едва ли не до самых низких показателей за весь год, говорят эксперты.
«В этот период даже такие базовые продукты, как хлеб и молоко, продаются заметно хуже», — говорит Дмитрий Янин.
Поскольку продажи резко падают, поставщики товаров также временно приостанавливают работу или трудятся в сокращенном режиме.
А торговым сетям, в свою очередь, выгоднее распродать все прошлогодние поставки еще до Нового года, предлагая всевозможные скидки и акции. Особенно это касается скоропортящихся продуктов, в частности молочных товаров, мяса, овощей и фруктов.
Вдобавок в этом году сыграл свою роль послекризисный синдром. После двух экономически неблагоприятных лет в преддверии 2011 года спрос в магазинах превысил все прогнозы.
Поскольку торговые сети не рассчитывали на такой спрос, уже заказанных к празднику товаров не хватило. В итоге в дефиците на прилавках оказались не только продукты питания, но даже товары, имеющие длительный срок годности. Например, парфюмерия и косметика.
К пятнице, по словам Дмитрия Янина, ситуация должна нормализоваться. Поставщики придут в себя, в магазинах выложат новый товар на полки.
Пока же, например, в молочных отделах самый непопулярный йогурт, который