
В минувшее воскресенье в рамках чемпионата Волгоградской области по суточному бегу 37-летний москвич Иван Заборский преодолел 284 км 913 м за 24 часа. Таким образом был превзойден рекорд России, установленный Денисом Жалыбиным в 2006 году (282 км 282 м). Соревнования проходили на 400-метровом круге, причем, участники соревнований через каждые четыре часа меняли направление бега, разворачиваясь на 180 градусов. Так предусмотрено регламентом при беге на стадионе или в зимнем манеже. Иван показал третий в истории результат в суточном беге по стадиону – уступает лишь старому мировому рекорду Яниса Куроса 303 км 506 м в 1997 году и японца Хару Йошиказа 285 км 366 м в 2014.
Корреспондент «Труда» поговорил с триумфатором по телефону во время его возвращения в Москву.
— Иван, как ваше самочувствие? Спрашиваю потому, что, когда я впервые пробежал 50 км, в течение двух суток не мог спускаться с лестницы иначе, кроме как боком, опираясь обеими руками на перила.
—- У меня такое было после первых сверхмарафонов. Но организм адаптируется к длительным нагрузкам. Сейчас существенного дискомфорта уже нет.
— Зрители говорили, у вас по ходу дистанции были проблемы с желудком, из-за которых вы потеряли много времени.
—- Да, начал я с хорошим темпом – 4 минуты 20-25 секунд на километр, но потом пришлось делать два длинных перерыва. Это заняло в итоге 45 минут, то есть, отняло около 9 километров. Плюс, после таких долгих остановок какое-то время уходит, чтобы мышцы пришли в тонус и позволили вернуться к оптимальной скорости. На большинстве предыдущих забегов подобных проблем мне удавалось избежать. В течение первых 12 часов я вообще обычно не тратил ни секунды на остановки.
— На чемпионатах России по суточному бегу я наблюдал – как участники тепло одевались с наступлением темноты, и как раздевались до трусов и топиков после восхода солнца.
— Ночью после вынужденных остановок начал подмерзать и использовал футболку с длинными рукавами и перчатки. Как только согрелся, и начался рассвет, снял их. Всю дистанцию бежал в тайтсах. Современные модели позволяют поту легко испаряться, но предохраняют ноги от холодного ветра и различных натертостей. Очень помогают современные кроссовки, а также гели, изотоники – питаться тоже теперь можно на бегу, не снижая темпа. В этом плане нам стало значительно легче, чем сверхмарафонцам начала 2000-х.
— Легче бежать по шоссе или по кругу?
—Раньше рекорды считались отдельно – на стадионе и на шоссе. Но пару лет назад WA эти результаты объединила. Новый мировой рекорд литовца Александра Сорокина 319 км 614 м – на шоссейной трассе. Лично я легко переношу бег по асфальту, а вот монотонный по стадиону и, особенно, смена направления каждые 4 часа - психологически давят. Самое большое наслаждение я получал от пробегов в Греции, Афины - Спарта (легендарный Spartathlon) и Италии, Милан – Сан Ремо, это 285 км. Ещё вокруг озера Балатон в Венгрии. Обычно трассы там прокладывают по периферийным дорогам, где мало автомобилей. Бежишь – наслаждаешься пейзажами.
— Будете пытаться бить мировой рекорд?
— Так далеко я не заглядываю. Полагаю, в идеальных условиях и отсутствии существенных проблем во время старта, можно подумать о 300 км. Это видится реальным. А чтобы замахнуться на рекорд Сорокина, надо хотя бы несколько месяцев в году выезжать на тренировочные сборы, желательно в горы. Что, кстати, Александр и делает – в последние годы 2-3 раза за сезон выезжает, в том числе в Кению. У меня пока нет такой возможности – работа 5 дней в неделю с 9 до 18. В ноябре я буду принимать участие в международных соревнованиях по маршруту Афины – Спарта – Афины, с суммарным набором высоты 6500 метров.
— Вы знакомы с Сорокиным, и не отказывается ли он от общения с вами из-за СВО?
— Мы с ним познакомились уже после финиша сверхмарафона в Греции. Долгого разговора не получилось из-за дефицита времени – надо было ехать в аэропорт. Вообще он очень доброжелательный парень. А когда я выступал на чемпионате мира по бегу на двое суток, соперники вели себя по-разному. Кто-то отделяет спорт от политики, кто-то нет. В сверхмарафоне без близких друзей сложно – ребята из разных стран мне помогали, в том числе с транспортом, питанием по ходу дистанции и прочим.
— А кто вам ассистирует на круге? Подать питание, одежду, сообщить информацию и прочее?
— Сейчас на суточном забеге – Оксана Даниловская. Она живет в Волгограде и в прошлом году также мне помогала. Большое ей спасибо за это! И моя жена. Она не имеет отношения к спорту, но все мои экстремальные увлечения поддерживает. В этом плане мне повезло! Дома за меня болеют родные и близкие. Очень переживают и верят. А что творилось на стадионе на последних кругах – просто не описать словами. Это был очень эмоциональный финиш! У меня уже появилось много отличных друзей в Волгограде. Хочу передать всем огромную благодарность!
— Вы занимаетесь без тренера?
—В 2018-м в течение примерно полугода я занимался с тренером по ходу подготовки к пробегу Милан – Сан Ремо, он же мне и ассистировал в Италии. Вместе мы добились, действительно, красивой победы. В остальное время всегда тренировался и тренируюсь сейчас самостоятельно.
— Вы перепробовали много видов спорта. Какие из них помогли с развитием выносливости?
— С детства я занимался каратэ, рукопашным боем, делал утренние пробежки с отцом и братом. Потом парашют, дайвинг, сноуборд. В плане выносливости больше всего дало увлечение кроссфитом – там надо выполнять на скорость силовые упражнения за ограниченный период времени. Заложенная база мне очень помогла.
— А мышцы на руках и плечах мешают в беге на выносливость?
— Стайерам и марафонцам – да, у них ни грамма «лишних» мышц. Посмотрите на кенийцев и эфиопов. Но для бега на сверхдлинные дистанции, по моему мнению, нужен более крепкий мышечный костяк.
— О чём лучше думать на протяжении суток по ходу бега?
— Есть точка зрения, что работа мозга тоже отнимает энергию. Лучше всего отключиться от мыслей вообще. Я стараюсь это делать. И если удаётся, то в самом деле дистанция даётся легче. Вот я пробежал 100 км. Отключился… оп, а уже 120. Но у меня не всегда так получается. Люблю разговаривать на дистанции с другими бегунами. Можно узнать много нового, и за беседой километры пролетают незаметно.
— На тренировках?
— Нет, тренируюсь практически всегда один. Очень нравятся длительные в выходные. Могу на целый день убегать на новые маршруты. Это отличный способ познакомиться поближе с городом, в котором живешь. Музыку на пробежках не слушаю. Меня она скорее отвлекает. Люблю быть наедине с ритмом города или той местности, где бегаю.
— Выступлениями в сверхмарафоне можно заработать на жизнь?
— Нет. В России самый коммерчески выгодный пробег для сверхмарафонцев – Backyard Biotropika Ultra Trail в Санкт Петербурге. Миллион рублей распределяется между пятёркой лучших. Победитель получает 600 тысяч. Мне за 4 место в этом году дали 60 тысяч. Но там непривычная формула. Каждый час даётся старт, и все бегут 6,7 км. Ты можешь пробежать на высокой скорости, и потом хорошо отдохнуть до следующего старта, а можешь бежать медленно и вообще почти не отдыхать. Сам себе планируешь темп. Побеждает тот, кто останется в итоге один, т.е. пробежит больше всех кругов. Меня нынешним летом хватило на 66, что эквивалентно 443 км. Насколько я знаю, самый культовый и прибыльный для призёров сверхмарафон в мире – «Комрадс» в ЮАР. Но 90 км – слишком короткая для меня дистанция. Чтобы там хорошо выступить, мне надо из Москвы ездить на длительные сборы, увеличивать скорость бега и много тренироваться на спусках и подъёмах.
— Есть ли у вас спонсоры или все расходы несете самостоятельно?
— С этого года моим эксклюзивным спонсором является Fix Price. Я работаю в этой компании начальником отдела корпоративного финансирования более 10 лет. Также являюсь амбассадором Группы компаний «Медскан».