На фоне сжимающихся санкционных тисков, кажется, самыми неунывающими выглядят чиновники Минпромторга. Ныне они, для того чтобы успокоить публику, анонсировали расширение производства самолетов Sukhoi Superjet 100. Пообещали «ежегодно производить в стране в перспективе ближайших лет» порядка 40 штук в год, причем с российскими двигателями.
Пока что суперджеты оснащены исключительно иностранными двигателями. Им на смену придет двигатель ПД-8, причем его планируют сертифицировать раньше срока, уже через 12-14 месяцев. Такое поручение дал сам глава ведомства Денис Мантуров. Даже самые оптимистически настроенные авиаэксперты разводят руками: не слишком ли погорячились в Минпромторге с такими обещаниями? Впрочем, им не впервые делиться высоко парящими планами, а потом разводить руками: не вышло, не летается — и все.
А тем временем все острее встает вопрос: на чем летать уже сегодня? Ведь Евросоюз объявил о полном запрете на поставки в Россию новых самолетов и вертолетов. Это означает разрыв имеющихся контрактов российских авиаперевозчиков с лизингодателями и запрет страхования и технического обслуживания воздушных судов. Вернуть эрбасы в Европу мы обязаны до 28 марта. А их в России 322 штуки, причем они обеспечивают 40% пассажирских перевозок. Практически все эрбасы сосредоточены в 10 российских авиа-компаниях. В парке «Аэрофлота» их 117, еще 66 — у авиакомпании S7, а «Уральские авиалинии» вообще летают только на них. И хотя, по слухам, «Аэрофлот» не собирается отдавать самолеты европейским лизинговым компаниям, готовясь с помощью государства выкупить их, от этого тучи с горизонта не уходят.
Как будет решаться проблема поддержания летной годности: вопросы с поставкой запчастей и ТОиР, никто толком объяснить не может. Наши эксперты утверждают, что «запаса прочности» у отечественных перевозчиков, даже если учитывать подпитку летающих бортов раскурочиванием части машин на запчасти, хватит совсем ненадолго. Рассчитывать на воздушные суда российского производства, имеющиеся в небольшом количестве (у «Аэрофлота» — девять машин из 185, у «России» — чуть больше половины парка, еще 16 лайнеров у Red Wings и 15 — у «Ямала»), несерьезно. К тому же, как известно, речь в основном о среднемагистральных SSJ-100, наполовину напичканных опять-таки зарубежными комплектующими. Тает надежда и на МС-21, который авиакомпания «Россия» собиралась получить осенью этого года. У него та же проблема: значительная часть авионики создается за рубежом, отсюда и весьма туманные перспективы самого проекта. Так что о возможности заместить иностранцев пока можно только фантазировать.
Впрочем, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выступила против запрета на поставку авиационных запчастей российским авиакомпаниям: «IATA не поддерживает запреты на экспорт запчастей и оборудования для обслуживания коммерческой авиатехники, поскольку это потенциально ставит под удар безопасность авиаперевозок, которая является для нас высочайшим приоритетом». Однако надежда на то, что ЕС в сегодняшней нервной обстановке прислушается к требованию уважаемого международного органа, регулирующего взаимоотношения авиаперевозчиков, малы.
А тем временем последовала реакция Росавиации на аннулирование российским авиакомпаниям сертификатов летной годности на самолеты, зарегистрированные в иностранных реестрах. Авиаведомство попросило перевозчиков не приостанавливать полеты на таких воздушных судах без подтверждения Росавиации. Насколько эта мера укладывается в воздушное законодательство, большой вопрос. По правилам летать без сертификата летной годности нельзя, тем более когда судно зарегистрировано не у нас, а на Бермудах. А еще Росавиа-ция рекомендовала авиакомпаниям в срочном порядке подать заявку на прописку в Госреестре всех эксплуатирующихся иностранных самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах, в том числе лизинговых. Эх, если бы наши авиа-власти прислушивались к умным людям, предупреждавшим все эти годы их о том, что нельзя уповать на забугорного дядю, что нужно делать собственные самолеты...
Участники авиарынка, конечно, всем этим обеспокоены: как не разделить тревогу IATA по поводу безопасности полетов на судах с продленным сертификатом летной годности. А уж каково будет нам, рядовым пассажирам, летать этими бортами, и говорить не приходится...