6 и 7 ноября на Исторической сцене Большого театра прозвучала опера «Пиковая дама» по мотивам одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Этот музыкальный шедевр Петр Ильич Чайковский сочинил, напомним, во Флоренции весной 1890 года за полтора месяца по заказу Императорских театров. Триумфальная мировая премьера «Пиковой дамы» Петра Чайковского (с либретто, написанным его младшим братом Модестом Чайковским) состоялась в Мариинском театре в декабре того же года.
А в эти ноябрьские дни почтенная публика Большого театра имела счастье лицезреть постановку 2015 года, которую подготовили ее музыкальный руководитель Валерий Гергиев (художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года и генеральный директор Большого театра с 2023 года), режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник-постановщик Александр Орлов, художник по костюмам Ирина Чередникова. В главных партиях выступили артисты обоих театров – Олег Долгов, Нажмиддин Мавлянов (Герман); Ирина Чурилова, Анна Шаповалова (Лиза); Ольга Бородина (Графиня); Алексей Марков (Князь Елецкий); Зинаида Царенко, Алина Черташ (Полина); Илья Селиванов (Чекалинский); Денис Макаров (Сурин); Иван Давыдов (Чаплицкий); Николай Казанский, Владимир Комович (Нарумов); Кирилл Сикора (Распорядитель бала); Альбина Латипова, Гузель Шарипова (Прилепа). За самую важную часть оперы – музыкальную – также отвечали хор и оркестр Большого театра. За дирижерским пультом стоял сам маэстро Валерий Гергиев.
Все три действия оперы, все семь ее картин пронизаны единой темой, в числе прочих важных тем, мучивших и Пушкина, и Чайковского всю их жизнь и творчество, – темой абсолютного зла, являющего себя как фатум, то есть неотвратимый рок, а также как всепобеждающую смерть. Герои оперы испытывают страх и страдание, а еще по-настоящему библейские страсти. Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого безумия, его личность буквально распадается под действием необоримого желания узнать тайну пресловутых трех карт, постичь закономерность злодейки судьбы и тем самым переиграть ее. От падения в бездну может спасти только одно. Разумеется, это любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» – отбивается он от своего наваждения, втягивая сущего ангела, посланного ему с небес, Лизу, в борьбу с внутренними демонами. Гигантскую амплитуду переживаний героев – от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния – передает гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая дама» – драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая поздне-романтическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо. А в блистательной постановке Мариинки и Большого и в исполнении «наотмашь» их труппами это вечное произведение искусства заиграло еще более яркими красками и сильными смыслами. Так, все сценические действие пронизано атмосферой призрачного и величественного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные «приметы» Петербурга: колонны, скульптуры, даже угрожающе выступающий гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы.
«В роли Германа — Нажмиддин Мавлянов. Графиня — Ольга Бородина».
Если вы пропустили эти показы, не расстраивайтесь. Потому что у вас еще есть возможность прикоснуться к другим творениям Чайковского, которые также представят команды двух главных театров нашей страны.
В субботу и воскресенье 7 и 8 декабря московским зрителям представят оперу «Евгений Онегин» по одноименному роману в стихах Александра Пушкина, Премьера в санкт-петербургском Большом (Каменном) театре с огромным успехом прошла в октябре 1884 года. Постановка, которая будет показана под занавес этого года, впервые увидела огни рампы Мариинского театра (тогда театра имени Кирова) в 1982 году. Ее осуществили Юрий Темирканов (режиссер-постановщик), Игорь Иванов (художник-постановщик), Дмитрий Брянцев (балетмейстер).
А во вторник – среду 10 и 11 декабря на Исторической сцене Большого театра прозвучит опера Петра Ильича Чайковского «Чародейка» по одноименной трагедии Ипполита Шпажинского. Ее премьера поразила и стар и млад в Мариинке в октябре 1887 года. А как совместная постановка Мариинского театра и Национального театра Сан-Карлуш (Лиссабон) отгремела впервые в 2003 году. Над этим спектаклем работали Валерий Гергиев (музыкальный руководитель), Дэвид Паунтни (режиссер-постановщик), Роберт Иннс Хопкинс (художник-постановщик), Ренато Дзанелла (хореограф), Татьяна Ногинова (художник по костюмам).
Отметим, что Большой театр также сохраняет в своем репертуаре и другое великое наследство культового композитора. В этот же период на сценах театра будут представлены опера «Иоланта» и все три балета Чайковского – «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Премьерой возрожденной «Спящей красавицы» и открылся триумфально нынешний, 249-й сезон Большого.