Пленочные фотоаппараты, проигрыватели для кассет и виниловые пластинки пользуются все большим спросом. Причем покупают все это не только коллекционеры и люди ностальгирующие, но и совсем еще молодые. Зачем, что они ищут в ламповых устройствах?
Особенно заметно вырос спрос на пленочные фотоаппараты и расходники к ним. Еще недавно все эти «Зоркие» и «Зениты» стоили копейки и лежали в хламе у старьевщиков, а нынче тянут на 6-7 тысяч рублей. Кассеты с пленкой (ч/б, не цветной) на 36 кадров обходятся в 1-1,5 тысячи и продолжают дорожать. Растут продажи оборудования и расходных материалов для домашних фотолабораторий. Те, кто не может позволить себе такую «роскошь», покупают фотопринтеры (их продажи за последний год выросли вдвое). Судя по всему, помимо изображений на экранах смартфонов и ноутбуков хочется иметь что-то более материальное.
Вторую молодость переживают и проигрыватели для аудиокассет: они сейчас продаются за 9-10 тысяч рублей. Самописные кассеты недороги: 50-100 рублей за штуку, а вот стоимость оригинальных студийных альбомов доходит до 1000. Тем, кто успел избавиться от аудиоколлекций своих родителей, читать эти сроки наверняка обидно...
Переживают ренессанс и виниловые пластинки и проигрыватели. Винила на рынке все больше, за коллекционными изданиями ведется настоящая охота, а стоимость особо востребованных пластинок исчисляется десятками тысяч рублей. А вот видеомагнитофонов ностальгический тренд не коснулся. Более того, с начала года средняя стоимость кассет VHS даже снизилась на 5-10%, что говорит о падении интереса как к носителям, так и к технологии в целом.
Ламповой техникой в эпоху цифровых технологий активно интересуются несколько категорий покупателей. Первая — коллекционеры. Как правило, это люди в почтенном возрасте. К покупкам они подходят системно, и если собирают что-то конкретное, то готовы приобретать изделия даже в нерабочем состоянии. Вторая, самая многочисленная категория — люди ностальгирующие. Им по 50-60 лет, покупая раритеты, они будто возвращаются в пору молодости, когда деревья были зеленее, девушки — улыбчивее, а пиво — пеннее. Третья группа — молодые люди, которые используют ретротехнику как канал коммуникации с представителями старших поколений и пытаются через ламповые технологии лучше понять прошлое, примерить его на себя.
По словам психолога Ольги Старцевой, покупателей ретротехники объединяет как минимум одна общая черта: усталость от современных цифровых технологий и желание почувствовать фото, музыку или видео «на вкус». «Те же аналоговые фотоаппараты очень тактильны, общение с ними производит на современных пользователей терапевтический эффект, — уверяет специалист. — У них настоящие кнопки, после нажатия на спуск можно ощутить срабатывание затвора, а подготовка камеры к съемке и последующая печать фотографий — целый ритуал».
С виниловыми пластинками ситуация похожая. Технология здесь не просто осязаемая: звуковую дорожку и весь процесс воспроизведения звука можно увидеть невооруженным глазом. Впрочем, дело здесь не только в простоте и доступности технологий, но и в конечном результате. Миллионы меломанов по всему белому свету свято уверены в том, что пластинки по определению звучат динамичнее и теплее любых цифровых записей. К тому же радуют слушателей приятными слуху живыми шумами. И аргументов в свою пользу у этих «традиционалистов» ничуть не меньше, чем у сторонников цифрового превосходства.
И вообще, надо ли спорить о вкусах и ощущениях?