«Труд» находит этот вернисаж блестящим началом сезона в Музеях Московского Кремля.
Новый проект громко назвали «Пуаре — король моды». Впрочем, еще при жизни кутюрье его так и прозвали в покоренной им Америке: king of fashion. Сам же он предпочитал более скромный и по-галльски утонченный эпитет — «Пуаре Великолепный».
Выставки, посвященные творчеству знаменитых ювелиров и кутюрье, стали модным трендом. Рене Лалик, дома Картье, Шанель и Диор, даже полузабытый Чарлз Ворт уже доброе десятилетие ослепляют роскошью посетителей музеев двух российских столиц. Такие проекты не только показывают великолепные вещи, но и вносят элемент исторической справедливости в миф о законодателях моды. Так и теперь публика будет точно знать, что от корсета в начале ХХ века женщин избавила не знаменитая Коко Шанель, а все-таки мужчина — куда менее известный теперь Поль Пуаре. И это далеко не единственное революционное изобретение парижанина, чье имя гремело в начале прошлого столетия. Увидев укороченные платья, асимметрию, свободные драпировки вместо обтягивающего фигуру силуэта в пол, восточные шаровары и даже юбки-брюки, легко понять: Пуаре не только радикально обновил гардероб своих современниц. Именно он заложил основы того стиля в одежде, который доминировал целое столетие, несмотря на переменчивую моду, и дошел до наших дней вполне живым. Советы заглянуть в бабушкин шкаф, чтобы выглядеть cool, покажутся вполне обоснованными, когда вы пройдете сквозь выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца. Едва ли не половину нарядов от «короля» можно смело надеть и сегодня — на премьеру или вернисаж, а кое-что и на деловую встречу и особенно на романтическое свидание.
Аромат вечной женственности, воспетой поэтами Серебряного века, получил здесь зримое воплощение. Однако женщина Пуаре — создание неоднозначное: не просто нежный цветок, украшение мира мужчин. Это и новая амазонка, и звезда сцены, и эмансипе, желающая сама заняться делом. Характер этой барышни, после Первой мировой войны уже откровенно претендующей на достойное место в жизни, оттеняют яркие и сочные краски, привнесенные Пуаре в одежду и обувь вместо нежной пастель-ной гаммы эпохи модерна.
Экзотические фасоны зачастую навеяны Востоком, включая Японию, в ту пору будоражившую умы. Отчаянный путешественник, посетивший и Россию, Пуаре взял на вооружение персидскую, русскую и украинскую вышивку. В экспрессивный узор превращается даже традиционная клетка, а что уж говорить о платьях-туниках с античным орнаментом, узких юбках, манто с рукавами-кимоно, тюрбанах с мехом и перьями: все они работают на совершенно непривычный, дерзкий, порой шокирующий образ женщины. Для нас он стал привычен, как и введенные Пуаре рекламные турне и дефиле манекенщиц на подиуме. Поражает иное — изысканный вкус, пьянящая красота и неистощимая фантазия. Ясно, почему носить его наряды предпочитали женщины-легенды: актрисы Сара Бернар и Мистингет, танцовщицы Ида Рубинштейн и Айседора Дункан, а также русские аристократки, певицы кабаре и даже Мата Хари.
Но Пуаре оказался не просто модельером, а реформатором костюма, уловившим назревшую к началу ХХ века неотвратимость перемен. Все мелочи, из которых складывается быт, — аксессуары, детали интерьера — он сумел объединить в своей концепции «мода как стиль жизни». Превратив одежду в предвестие образа новейшего времени, этот диктатор моды поставил и кутюрье на совершенно особое место. Теперь это не портной, а властитель дум. Стоит ли удивляться, что человек, остро чувствовавший дух современного мира, оказался замешан в недавнем скандале с политическим оттенком. Когда в Музеях Кремля задумали этот проект, кураторов вдохновляла выставка-оммаж Пуаре в Метрополитен-музее, владеющем богатой коллекцией работ Пуаре. Но уже в процессе подготовки московского показа возникли опасения, что из-за океана вещи не приедут: на требование американских хасидов вернуть библиотеку Шнеерсона, хранящуюся в Российской госбиблиотеке, Россия ответила отказом, и межмузейный обмен с США стал зоной риска из-за угрозы ареста наших собраний.
К счастью, отсутствие экспонатов из «Мета» в Москве почти незаметно благодаря помощи других мировых музеев. Общими усилиями собрали более 160 экспонатов, показав весь творческий путь великого кутюрье и отдав должное его жене Денизе, музе и главной модели. Свои запасники открыли Музей Гальера — Парижский городской музей моды, Музей Виктории и Альберта (Лондон), Международный музей парфюмерии во французском Грассе. Великолепные наряды от царских времен остались в собрании Эрмитажа. Старинные альбомы с моделями Пуаре, фотографии отыскались в московских библиотеках — «Историчке» и «Иностранке» тоже нашлось чем блеснуть в Кремле.