В Северной Америке в свою работу вкладывают душу 51% сотрудников, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 49%, в Европе — 39%. В России же лишь 16% сотрудников работают с полной отдачей и удоволь-ствием. Таковы данные исследования кадрового агентства Kelly Services.
Среди основных причин интереса к работе отечественные труженики назвали приемлемое моральное состояние в коллективе, наличие хорошего руководителя, неизменившийся уровень зарплат и возможность обучения.
В кризис по каждому из этих пунктов большинство работников готовы предъявить претензии. Сокращая затраты, работодатели урезали зар-платы и инвестиции (в их числе учебные программы). Из-за этого ухудшались отношения внутри коллектива, портился имидж начальника, вынужденного сообщать неприятные новости своим подчиненным.
Разбаловались
«Безумный экономический рост последних 7–8 лет в России несколько испортил наших людей: рынок рос, активно увеличивалась зарплата, многие быстро получали продвижение по карьерной лестнице, — считает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services. — И люди перестали уделять внимание таким ценностям, как лояльность компании, верность коллективу».
В 2005–2007 годах работодатели устроили гонку зар-плат. Дефицит на рынке труда вынуждал HR-директоров перекупать друг у друга персонал. В среднем россияне меняли работу раз в год, в то время как на Западе — раз в три года. В некоторых отраслях текучка достигала 100% в год.
Ни о какой лояльности и трепетном отношении к работе в этой ситуации говорить нель-зя. Сотрудники привыкли измерять привязанность к своему работодателю в рублях в месяц. Естественно, в среднем в России она сильно снизилась вместе с падением зарплат.
Прагматичнее Америки
Работники в нашей стране отличаются не только равнодушием, но и прагматичностью. 37% россиян назвали высокую зарплату и компенсацию в качестве фактора, который бы увеличил их лояльность по отношению к работодателю. В Северной Америке лишь 27% считают так же, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе и того меньше — в районе 20%.
23% россиян готовы покинуть своего работодателя из-за низкой зарплаты. Лишь 15% европейцев и североамериканцев готовы поступить так же.
Сотрудники в нашей стране в большей степени, чем в остальном мире, воспринимают работу только как место, где зарабатывают деньги. Виной этому бурный рост экономики. «В середине 2000-х годов зарплата в нашей стране росла на 30–40%, а на Западе — не более чем на 10–12%», — вспоминает Наталья Дол-женкова, управляющий директор кадрового агентства «Адэкко».
Однако работа без души в какой-то степени стала неизбежной. В России существует ощутимое различие между Москвой и регионами. Если в столице человек может выбирать, где и кем ему работать, и, возможно, воплощать свою профессиональную мечту, то в регионах люди временами вообще не могут себе найти хоть какую-то работу. В итоге, прощаясь со своей «американской мечтой», рабочие со всей страны отправляются в Москву на заработки, и тут им уже не важно, кем и как трудиться.
По мнению независимого HR-специалиста Александра Сивогривова, бывшего вице-президента по организационному развитию и работе с людьми компании «Евросеть», перевес мотиваций в сторону зарплат не так уж и плох. «Люди наконец-то поняли, что они не живут, чтобы работать, а работают, чтобы жить. Если вы цените свое время, свой профессионализм — это плюс. Вкладывать душу нужно в родных и близких, а не в работу. В России и так не очень много счастливых людей», — отмечает эксперт.
По его словам, высокая заработная плата неспроста стала настолько важной для работника. В определенный момент в стране практически пропало среднее специальное образование — многие по-шли учиться в вузы, поскольку имели такую возможность. В результате сейчас в России огромный пласт людей с высшим образованием, и запросы у этого пласта соответственные: они не будут выкладываться ради мечты, поскольку «не для этого столько учились».
Кадры
- 64% россиян не изменили отношения к своему работодателю из-за кризиса
- 21% работников нашей страны стали более лояльны своей компании за последнее время
- 15% сотрудников из России считают, что из-за кризиса отношения с работодателем ухудшились
Источник: Kelly Services