В самый разгар жаркого московского лета мы с женой решили отправиться в Крым. Но пробежавшись по сайтам с авиабилетами, заметно погрустнели: ох, суровы цены за полет из Москвы в Симферополь на пике отпускного сезона! А не рвануть ли на автомобиле? Навигатор услужливо подсказал: от столицы до середины Крымского полуострова каких-то 1850 км...
Большая часть пути пролегает по модной нынче трассе М4, на которой, как объявлено, построены отличные платные участки. Переправа через Керченский пролив? На официальном сайте «Госпаром» я легко купил билеты в обе стороны на машину и двух пассажиров за 4 тысячи рублей. Теперь главное — попасть в тайм-слот, с 15.00 до 21.00.
Чтобы уложиться в срок, мы стартовали в 5 утра по трассе М4 и уже через полчаса подъехали к первому пункту оплаты. Я торжественно вынул первые 50 рублей (по льготному тарифу) за проезд от МКАД до 93-го километра. Уже с 7 утра это стоит сотню. Правда, не вполне понятно, чем платная дорога отличается от прочих трасс. Следующие 60 рэ я отдал на 228-м километре — за обход Богородицка. И опять тот же вопрос. Покрытие не ахти, с неизбежной колеей в левых рядах, разрешенная скорость — 110, освещения трассы (как выяснилось на обратном пути) почти никакого. Ну и за что платим, господа-товарищи?
Дальше пункты оплаты стали возникать так часто, что не было смысла далеко прятать кошелек. Платить пришлось при объезде городов Ефремова, Ельца, Задонска, Воронежа... Последние два пункта оплаты случились на 545-м и 620-м километрах уже после Воронежа.
Помнится, госкомпания «Автодор» обещала, что на платных участках будет выше скорость и отличная инфраструктура — не хуже, чем на автобанах. Но лишь на одном подмосковном участке я обнаружил знак разрешенных 130 км/ч. На всех остальных — 110 либо вообще 90. А еще на одном участке в Липецкой области был обнаружен единственный на всю трассу приличный туалет. Вся остальная «инфраструктура» — обычные пит-стопы для дальнобоев. Где из всех удобств — придорожный сортир с дыркой в полу. Ни воды, ни беседок для перекуса. Вот и вынуждены энтузиасты внутреннего автотуризма вроде нас на палящем солнце наскоро жевать бутерброды.
Чем дальше на юг, тем выше температура за бортом и ценники на автозаправках. Заехав в Ростовскую область, сделали неприятное открытие: весь регион под железной пятой «ЛУКОЙЛа», у которого цена за литр АИ-95 зашкаливала за 40 рублей. Учитывая, что неподалеку есть и местная нефтедобыча, и свои НПЗ, цена на бензин вызывающе спекулятивна. Простая логика: раз народ двинулся на отечественные курорты, почему бы не нажиться на этом народе?
После ночевки в Батайске повернули с М4 в сторону Тамани. Бензин по-прежнему дорог, заправки все реже, зато масса фруктовых базарчиков. И новая напасть: по дороге к морю расположились кубанские станицы, где по какой-то местной прихоти движение ограничено до 40 км/ч. Приходится перейти на шаг.
В пробке на железнодорожном переезде у Тимашевска потеряны еще 30 минут. Нет, если государство действительно хочет, чтобы граждане ездили в Крым на машинах, то именно здесь — в Тимашевске, Славянске-на-Кубани и в остальных городках края надо делать объездные платные дороги. Не за горами открытие крымского моста, и жутко представить, что тогда будет происходить на дорогах, ведущих к морю...
И вот мы выезжаем к Темрюку. Справа блеснула бирюзовая гладь Азовского моря. Сразу легче дышать после знойных кубанских просторов. До парома несколько десятков километров, и начинаются отчаянные гонки. Видимо, у многих живы в памяти суточные стояния в очереди на переправу в первый год после возвращения Крыма. Но подъезжаем к парому, и сразу ясно, что безумная гонка по косе в Таманском заливе была напрасной. Въезд на территорию паромной переправы организован так, что накопитель успевает поглотить все прибывающие машины. Показываем распечатки билетов — и представитель «Госпарома» отправляет нас на КПП, где мы проходим весьма поверхностный осмотр багажа и встаем в общую очередь на погрузку. И документы никто не спросил. Как-то беспечно все это выглядит...
Паромы подходят каждые 10-15 минут. У нас на ожидание ушло 1,5 часа. На номерных знаках — вся российская география, аж до Сибири и Дальнего Востока. Много украинских, белорусских, казахстанских номеров, есть и из ЕС. Изоляция, говорите? Ну-ну...
Вкатываемся в чрево гигантского парома. Через 20 минут мы будем в Крыму. А пока движемся к Керчи, успеваем полюбоваться будущим мостом. Через весь Керченский пролив в нитку вытянулись сваеукладчики, краны и прочая техника. Ну, здравствуй, Крым! Бодро вылетаем на трассу и только тут понимаем, как мало мы знаем о плохих дорогах. Трассу от Керчи до Феодосии способны одолеть люди мужественные и машины с неубиваемой подвеской. Похоже, в последний раз здесь дорожное полотно перекладывали в эпоху Брежнева. На дороге — как на катере в штормовой день. Лишь после Феодосии на пути к Симферополю машина понемногу приходит в себя на свеженьком асфальте.
Кстати, цены на горючее в Крыму такие же, как на Кубани и в Ростове. Год назад бензин здесь был серьезно дороже, чем в материковой России. Выходит, не крымские цены упали, а просто наши южные регионы «подтянулись» до крымского уровня...
От Симферополя направляемся в Севастополь — и снова «дорожка фронтовая». Чуть ли не на каждом километре высится щит с портретом и цитатой Путина, через каждые 10 км — щиты с Екатериной Великой и Николаем Вторым. Цитаты, естественно, про Крым и нашу славную историю. В Севастополь въезжаем после заката. На подъезде к городу меня впервые за всю дорогу останавливает полицейский пост. Ребята, прикомандированные из Воронежа, вежливо смотрят документы, приветствуют на крымской земле и желают хорошо отдохнуть. Неплохое начало отпуска!
Калькулятор
Бензин — 13 тысяч рублей. Платные дороги — чуть больше 1 тысячи. Билеты на паром — 4 тысячи. Две ночевки в мотеле — 3 тысячи. Итого 21 тысяча рублей. Почти вдвое дешевле затрат на авиабилеты в разгар сезона. Хлопотно, но сколько впечатлений!
Плюсы
Дороги не так страшны, как их малюют, вопросы только к крымским трассам, но и там рано или поздно все наладится. В Крыму нет дефицита ни в чем, продуктов завались, цены сопоставимы со средними по стране, а то и ниже. Прекрасно работают банкоматы, принимаются любые карточки. Представлены все сетевые магазины и бутики мировых брендов. Сфера услуг быстро подтягивается к общероссийской. А главное, крымчане уже не говорят «у вас в России», как в прошлом году. В ходу теперь выражение «у вас на материке».
Минусы
Дорогущий бензин на юге страны и тяжелая дорога через населенные пункты Краснодарского края. Обе проблемы надо решать, если мы действительно хотим развивать домашний туризм. Алчные менты в Ростовской области без зазрения совести вымогают деньги у автомобилистов. На посту возле Каменска-Шахтинского я был остановлен на посту ДПС, где мне на экране показали фотку моего авто, которое якобы разогналось до 130 км/ч. Этого не было, но... За уничтожение картинки с меня попросили пару тысяч, но после торга сошлись на 500 рублях. Глаз да глаз нужен и за торговцами придорожных базарчиков. Арбуз, вес которого на безмене составил 10 кг, оказался вдвое легче.