В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро социальные сети должно было разорвать от опасной инициативы. Ничего подобного! Самой популярной темой обсуждения пользователей стало: кожаное боди скандально известной певицы.
Cтрах перед ядерной войной — нуклеомитуфобия была довольно распространена во времена холодной войны, но постепенно утратила острые формы. Тем не менее, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному пять лет назад, более половины россиян (52%) признались в наличии опасений подобного рода. Причем 79% респондентов полагали, что почти ни у кого не будет шанса выжить, и лишь 16% надеялись спастись в бомбоубежищах. Видимо, ведущие наших политических ток-шоу и их именитые гости относятся к последним. Иначе с чего бы они с такой легкостью (а порой и с куражом) то и дело требуют поставить точку в противостоянии с НАТО, запустив ракеты.
Вообще-то для ТВ эта тема не нова. Впервые она приобрела масштабный характер на заре СВО. 25 апреля 2022 года в программе Первого канала «Большая игра» Сергей Лавров высказался в том духе, что, мол, опасность ядерной войны никуда не делась, она реальна. Слова министра словно послужили командой «фас!» для телевизионной пропаганды. На следующий день в эфире соловьевского «Вечера» Маргарита Симоньян была категорична: «Самое невероятное — что в конце концов все это закончится ядерным ударом — мне представляется все же более вероятным, чем такое (проигрыш Украине. — „Труд“) развитие событий». На что сам Владимир Рудольфович с улыбкой процитировал известный афоризм: «Ну мы-то в рай, а они просто сдохнут». А еще через пару суток «60 минут» показали зрителям «России 1» инфографику с названием «Время полета ракет РС-28 „Сармат“ до столиц стран, дающих Украине больше всего вооружения». Посмотрев ее, гость Скабеевой депутат ГД Журавлев с удовлетворением подытожил: «В чем проблема? Одна ракета „Сармат“ — были Британские острова, и нету их». Но уже 30 апреля на том же «Первом» и тот же министр уточнил: ядерная угроза может исходить со стороны Украины, которая не прочь озаботиться обладанием соответствующим оружием, а «мы никогда не играли с такими опасными вещами». На этом атомный телемарафон и закончился, не успев вызвать и намека на панические настроения (хотя летом и осенью 2022-го в разы выросло число заказов на строительство частных бункеров).
В последние же месяцы и дня не проходит, чтобы по телевизору не говорили о неизбежности Третьей мировой. Так, свои «Итоги недели» 28 апреля Дмитрий Киселев начал следующим образом: «На Западе все чаще задаются вопросом, применит ли Россия ядерное оружие. Ответ: да. Но при каких условиях?» А потом буквально на пальцах объяснил, почему подобный шаг может стать неизбежным. А народу — хоть бы хны! Он даже не выясняет, где находится ближайшее бомбоубежище. Он обсуждает скандал, связанный с Бузовой...
Выходит, ничему нас жизнь не учит. На протяжении нескольких лет телевизионные пропагандисты почем зря поносили Украину. Как позже оказалось, не просто так. Не потому, что больше говорить было не о чем. Нас постепенно приучали к мысли: это враг, столкновение с которым неизбежно. А чтобы аудитория не нервничала от мрачных перспектив, телевизор продолжал развлекать ее как ни в чем ни бывало. Не то же ли происходит и теперь?
Многие отметили, что скандал с пресловутой «голой вечеринкой» длился в информационном пространстве ТВ неприлично долго. Событие явно не стоило такого внимания. А как только публика охладевала к теме, ей подсовывали новый повод для улюлюканья. Или федеральное ТВ юбилей Примадонны проигнорирует, или Вован с Лексусом спровоцируют какого-нибудь релоканта из творческой среды на саморазоблачение.
На то, что подобные информационные вбросы призваны отвлекать обывателей от действительно серьезных проблем, указывает еще и высокий общественный статус людей и институтов, немедленно подключаемых к их обсуждению. Из последних примеров — как раз Бузова. Она выступила в Уфе на фестивале, вроде бы приуроченном ко Дню защиты детей. Но имела неосторожность выйти на сцену в прикиде в стиле садомазо. И вот уже «делом» намеревается заняться СК Башкортостана! А целый зампред комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев требует введения дресс-кода для артистов, поскольку «деструктивные образы в медиапространстве, разрушающие духовно-нравственное состояние и единство нашего общества, — это серьезная угроза национальной безопасности России». Во как! А вы — подумаешь, кожаные трусы:
Что характерно, с оценкой «проступка» Бузовой на канале «Соловьев Live» выступил Сергей Мардан. По сути, он встал на защиту певицы (она же в Донбасс ездила, над Собчак насмехалась — почти своя!). Это сценический образ, публика и хочет видеть ее такой. Попутно он вспомнил и Киркорова, пояснив, что если народ видит кающегося из-за «не той двери» Фила без макияжа и в черной траурной водолазке, а не в перьях со стразами, то он, народ, понимает: что-то не так, и начинает нервничать. И правда! Не из-за угрозы же ядерной войны ему переживать!