В правительстве придумали, как поддержать самых бедных граждан. Причем без особых затрат, просто переложив деньги из одного кармана в другой. Неработающим пенсионерам решили обозначить помощь, чтобы те держались бодрее и не докучали неудобными вопросами. Для остальных денег не нашлось, зато всем без исключения малоимущим вручили утешительный приз. В виде официально утвержденного — и, внимание, сниженного! — прожиточного минимума, согласно которому их жизнь становится все лучше и веселее.
Вообще-то у наших министров неважно с чувством юмора. Иначе они не стали бы на полном серьезе объявлять о повышении пенсий с 1 апреля. В итоге вроде бы важное и благородное действо, приуроченное ко дню юмора (или, как его еще называют, дню дурака), получилось курам на смех.
С самого начала все пошло как-то не так. Накануне министр труда Максим Топилин объявил на всю страну, что повышаются пенсии, и на это правительство из бюджета готово потратить 14 млрд рублей. Не успела пресса растиражировать благую весть, как появились недоуменные вопросы. Выяснилось, что страховые пенсии повышаются на 0,38%, а социальные — на 1,5%. Досужие эксперты подсчитали, что в том и другом случае прибавка будет составлять аж от 130 до 170 рублей в месяц. В итоге средний размер пенсии по старости с учетом индексаций составит 13 649 рублей, а социальной пенсии — 8774 рубля. Как говорится в таких случаях, не разгуляешься. Банкет по поводу повышения отменяется.
Что характерно, с точки зрения правительства все происходящее абсолютно справедливо и научно обосновано. В прошлом году изъятие денег из экономики и карманов граждан принесло определенные результаты. Если верить Росстату, за прошлый год инфляция сократилась до 5,6%. Ну вот ровно на эти проценты и проиндексировали пенсии — большую часть в феврале, а остальное в апреле...
Конечно, некоторые несознательные граждане могут возмутиться, попытаться с чеками и счетами за ЖКХ на руках полезть доказывать, что реальная инфляция в разы больше. Но кого такая самодеятельность по большому счету волнует? Министров? Так они, нетрудно догадаться, в магазины не ходят и в ценники не заглядывают. Они окружающий мир оценивают по цифрам в отчете, которые сами же подстругивают в нужную сторону, как папа Карло Буратино.
В свою очередь официальные цифры ведут себя так, чтобы чиновникам нравилось. Даже если это противоречит всякой логике и здравому смыслу. Вот, скажем, на этой неделе вышло постановление правительства, согласно которому прожиточный минимум установлен в 9691 рубль — на 198 рублей меньше, чем в декабре прошлого года. Заелись, граждане! Правительство бдит, чтобы установленная им диета держала население в такой форме, что и размер ХХХS сидел на нем мешком, свешиваясь с костлявых плеч.
А кто-нибудь может объяснить, что у нас вдруг подешевело? Ведь не было ни сезонного осеннего фактора, когда картошка и овощи дешевеют, мы не открыли границу дешевым турецким помидорам, зато перекрывали дорогу молочным продуктам из Белоруссии с их гуманными ценниками... Но тем не менее прожиточный минимум не вырос, а чудесным образом, будто по мановению волшебной палочки, сократился. Зачем?
Нетрудно догадаться, какие ожидаются последствия в результате такого «усекновения». Самых бедных в стране сразу станет меньше. Правительство сэкономит на бюджетных расходах. Ведь по закону размер прожиточного минимума остается основным критерием, на основании которого социально незащищенные граждане признаются малоимущими и получают право на пособия или льготы. Это важно для семей с детьми, для студентов и аспирантов. Ну и, наконец, для самых бедных пенсионеров, которым для полноценных выплат не хватило зарплаты или стажа. Если размер пенсии недотягивает до порога прожиточного минимума, то человек получает право на доплату. А если порог чуть понизить, то вчерашние претенденты автоматически лишаются компенсаций, переходя в разряд не богатых, но вполне обеспеченных.
Получается, одним малоимущим добавили за счет того, что взяли из кармана у других. Вот такой фокус — и все вроде бы по закону, никакого обмана? Хотя, если присмотреться, отдает как раз элементарным мошенничеством. А еще вспоминается персонаж из гайдаевской комедии, демонстрирующий, как легким движением руки брюки превращаются в шорты. Примерно такой же процесс нам регулярно демонстрирует правительство.