Пока страна упивалась драматическими матчами на ЧМ-2018, в виртуальном пространстве разразился весьма знаковый скандал. По мне, его хоть сейчас можно положить в основу диссертации на тему «Язык как помело, или Создание репутационных потерь для крупной корпорации трудами собственных сотрудников». Речь идет о реакции интернет-сообщества на дурацкую выходку некой Галины Паниной, возглавляющей пиар-службу известной французской торговой компании «Леруа Мерлен».
Молодая особа, работающая в солидной французской фирме, написала у себя на страничке в «Фейсбуке» диковатый пост про то, как после нашумевшей победы российской команды над Испанией какие-то подвыпившие болельщики в подмосковном Новопеределкине на радостях подожгли проходившую мимо девушку. Сама гражданка Панина якобы слышала эту «подлинную» историю от своей сотрудницы во всех красочных подробностях. Не предоставив ни единого доказательства, госпожа Панина выразила возмущение и назвала случившееся модным словечком «победобесие», а заодно обозвала празднующий народец расхожим словцом «вата».
Словцо не новое. Оно явилось к нам в 2014 году из лексикона украинских нацистов и очень быстро было подхвачено их сторонниками из числа российских либералов. Для этой публики «вата» или «ватники» — та часть населения, которая свою страну почему-то любит, гордится ею, протестует против очернения собственной истории, с уважением относится к предкам и их великим победам. То есть «вата» и «ватники» — это все мы, нормальные граждане России. Те, кто ходит в колоннах «Бессмертного полка». А тут еще посмели обрадоваться нежданной победе российских футболистов над одним из признанных фаворитов чемпионата.
Почему-то именно эта нечаянная футбольная радость особенно возмутила представителей тех немногих процентов населения, что позиционируют себя в качестве «антиватников». Они кучкуются вокруг определенных медиаресурсов, где делятся наболевшим. К примеру, в День Победы доказывают, что не стоило защищать Ленинград, а надо было сдать его фашистам, глядишь, и блокады, и жертв таких не было бы... Ну а в этот раз их объединило возмущение по поводу того, что наш народ слишком бурно празднует успехи сборной России.
Собственно, ничего нового в этом нет, возмущайтесь на здоровье. Но мерзкий пост в «Фейсбуке» госпожи Паниной с абсолютно выдуманной, фейковой новостью возмутил читающую публику еще и тем, что автор представляет солидную европейскую компанию, отвечает в ней за связи с общественностью. А тут выяснилось, что дамочка участвовала в кремлевских форумах для молодежи. Вопрос, повисший в воздухе: если тебе так противны твоя страна и люди, в ней живущие, что ты затеваешь грязную провокацию в информационном пространстве, то на кой ляд ездишь на официозные тусовки?
Ответа не последовало. Вместо этого Панина начала огрызаться, хамить и даже угрожать. И тогда на странице французской компании представители той самой общественности, налаживание связей с которой поручено госпоже Паниной, попросили дать оценку разносчице клеветы. На что представители компании заявили вполне ожидаемое: «Леруа Мерлен» не ограничивает своих сотрудников в выражении собственного мнения, «то, что размещается на их личных страницах, стоит расценивать как взгляды сотрудников, а не как позицию компании».
И тут-то, как принято говорить, «интернет взорвался». Последовал настоящий флешмоб из комментариев в таком духе: если вы, товарищи французы, покрываете своего сотрудника-русофоба, значит, вы разделяете его убеждения. А коли так, призываем порядочных людей отказаться от покупок в ваших магазинах до тех пор, пока Панина не будет уволена... В течение дня хештег #бойкотЛеруаМерлен стал популярным во всех соцсетях. Разразился сетевой шторм — появились нелицеприятные фотожабы, обыгрывающие логотип компании, стихи и шутки, а затем — распечатки накладных от разных компаний, которые демонстративно отказывались от запланированных закупок в «Леруа Мерлен». А это для любой уважающей себя фирмы уже серьезный вызов, удар по имиджу — и, представьте, убытки.
Представители компании осознали свою промашку, засуетились — пошли скомканные извинения и обещания разобраться в этой истории. Но публика в Сети уже завелась не на шутку, и накал страстей к вечеру среды достиг пика. При этом произошло явное переключение внимания с нашкодившей Паниной на французскую компанию, репутации которой действительно был нанесен серьезный ущерб.
Пока неясно, что будет дальше с героиней скандала — уволят ли ее после дурацкой истории либо, сохраняя изрядно помятое корпоративное лицо, отправят в отпуск до тех пор, пока страсти не улягутся. Важнее другое: эта история показывает всем, что гражданское общество в России все-таки существует. Правда, не совсем в том виде, как это представлялось нашим либеральным кругам. Но уж какое есть. И оно не собирается мириться с теми, кто «борьбу с режимом» путает с оскорблением страны и ее народа. Недавно был прецедент с топ-менеджером из банка «Точка», которая похвасталась в соцсетях, как бракует кандидатов на работу в ее банке только за то, что те считают Крым российским. Получила эта дамочка от сетевого сообщества по полной программе. Теперь вот эта история с обструкцией гражданочки Паниной...
Вывод: русофобия перестает быть безобидным развлечением, и те, кто в ней отличился, не будут себя чувствовать комфортно в стране, которую они презирают. А это даже поважнее победы над испанцами.