Инвестиционная программа электроэнергетики, на которую потребуется 102 млрд. рублей, включает средства на развитие РАО "ЕЭС России", "Росэнергоатома", региональных АО-энерго и независимых энергокомпаний. Однако реально на сегодняшний день министры определили источников лишь на 80 млрд. рублей.
Строительством новых мощностей в основном занимается головное подразделение энергохолдинга. Для него утверждается отдельная инвестпрограмма. По расчетам холдинга, на инвестиции в 2002 году потребуется порядка 30 млрд. рублей. Но на долю РАО выделено всего 16,7 млрд. К этому следует добавить, что инвестпрограмма версталась в прошлом году и при ее разработке не учли, что с 1 января 2002 г. вступила в силу глава Налогового кодекса о налоге на прибыль, которая сокращает и без того небольшие инвестиционные деньги РАО "ЕЭС России" до 12 млрд. руб.
Фактически это означает, что ввод в эксплуатацию новых электростанций, намеченный на ближайшие два-три года, оказывается под угрозой срыва. В первую очередь это касается ключевых объектов: Богучанской ГЭС (Красноярский край), Бурейской ГЭС (Амурская область), Северо-Западной ТЭЦ (Петербург) и Ирганайской ГЭС (Дагестан).
Как заявил гендиректор Богучанской ГЭС Геннадий Кузнецов, низкий уровень финансирования приведет "к полной остановке строительства, расформированию и увольнению строительного коллектива и банкротству станции". А ведь пуск ГЭС покрыл бы ожидаемый дефицит энергии в Сибири.
Для завершения строительства первого агрегата Бурейской гидростанции в 2002 г. необходимы инвестиции в объеме не менее 6 млрд. руб., в то время как реально РАО "ЕЭС России" может вложить 3,8 млрд. руб. Ситуацию осложнил отказ от своего участия (2 млрд. руб.) второго инвестора стройки - МПС.
Для вывода на проектную мощность Ирганайской ГЭС, ключевой энергетической стройки Северного Кавказа, в 2002 году требуется 2 млрд. руб., в то время как согласованная правительством инвестпрограмма позволяет выделить на эти цели не более 400 млн. руб.
Из-за нехватки финансирования РАО "ЕЭС России" фактически приостановило строительство 2-го энергоблока Северо-Западной ТЭЦ. В 2002 году на строительные работы выделено 350 млн. руб. при том, что минимальная потребность во вложениях составляет 2 млрд. руб.
Деньги на постройку новых генерирующих мощностей РАО получает за счет абонентской платы, которую оно взимает с региональных АО-энерго за транспортировку электроэнергии и услуги по диспетчеризации. Но компания не может получить даже сокращенные практически вдвое инвестиционные вложения (16,7млрд.руб. вместо необходимых 30 млрд.), поскольку Федеральная энергетическая комиссия почему-то не утверждает уже одобренный правительством 20-процентный рост абонентской платы с 1 января, который учитывался при расчете инвестпрограммы. В этой ситуации энергетикам ничего не остается, как вместо достройки современных электростанций распылить все заработанные деньги на ремонт изношенных мощностей. В условиях растущего год от года энергопотребления это означает обострение угрозы энергетического кризиса страны.
Однако положительные сдвиги в этом направлении вроде бы появились. После заседания правительства и зам.министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, и зампред ФЭК Вячеслав Овченков заявили, что пересмотр абонентной платы в сторону увеличения возможен уже к 1 апреля.