Новый шаг в необъявленной войне: украинские беспилотники атаковали общежитие в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга» и нефтеперерабатывающий завод в Нижнекамске в Татарстане, которые находятся на расстоянии более 1200 км от границы с Украиной. Есть разрушения, пострадали 14 человек, в том числе двое несовершеннолетних. Главный вопрос: как беспилотники пролетели дистанцию сверх расчетной?
С начала 2024 года предприятия российской нефтянки подвергаются регулярным атакам дронов. Радиус поражения растет, выбор и удаленность объектов каждый раз выглядят сюрпризом. Согласно инсайдерской информации Financial Times, Вашингтон уговаривал Киев прекратить удары по НПЗ — в Белом доме недовольны ростом цен на топливо, да и ответных мер Москвы резонно опасаются. Но Киев возражает: объекты энергетики РФ для него — военные цели.
Несмотря на разногласия по поводу ударов по целям в глубине России, эти атаки только множатся. ООН устами официального представителя генсека Стефана Дюжаррика в ответ на атаку в Татарстане осудила украинские удары по гражданской инфраструктуре и призвала прекратить их. Но члены Совбеза расходятся в комментариях. Так, глава МИД Франции Стефан Сежурне приветствовал атаки ВСУ на российские НПЗ, причислив их к «легитимной обороне».
Лондонская The Times не без злорадства констатировала, что Украина атаковала завод по производству беспилотных летательных аппаратов аж в 800 милях от российской границы: «Атака на комплекс в Татарстане демонстрирует растущие возможности Киева в области дальнего радиуса действия». Глава МИД Британии Джеймс Клеверли давно заявлял, что Украина имеет «законное право проецировать силу за пределы своих границ». Словами не ограничиваются — помогают ГУР планировать теракты и искать пути обхода российской ПВО.
А вот из США после Елабуги заявили о неприемлемости ударов по территории России. Де-юре США не поддерживают удары ВСУ за пределами территории Украины, заверил госсекретарь Блинкен после переговоров с главой МИД Франции в Париже. Что не меняет сути политики Вашингтона в отношении России. Слова и дела — две большие разницы, как говорят в Одессе. Президент Байден, например, возмутился гибелью сотрудников гуманитарной миссии в результате удара ЦАХАЛ в Газе — и тут же одобрил поставки тяжелых авиабомб Mk84 Израилю.
Французская Le Figaro старается смягчить обеспокоенность от очевидного изменения характера украинских атак, напрямую увязанных с натовской, в том числе французской, технологической поддержкой. Газета подчеркивает: атака, ответственность за которую взял на себя Киев, большого материального ущерба не нанесла. А из комментариев в брюссельской Politico вытекает, что удар по общежитию не считается атакой на гражданскую структуру, «поскольку оно находится на территории крупного оборонного и машиностроительного промышленного парка». К тому же, мол, российские власти использовали несовершеннолетних студентов для производства беспилотников. Как будто это многое меняет и студентов можно убивать ночью?
По мере расширения географии ракетных обстрелов перспектива перерастания СВО в еще более масштабную войну начинает беспокоить и Запад. Консервативный американский Breitbart отметил трещину между Украиной и ее западными сторонниками, многие из которых не хотят эскалации конфликта и превращения его в Третью мировую. Большая часть военной техники, поставляемой НАТО Киеву, обставляется декларируемыми ограничениями, что она должна-де использоваться только для возвращения территорий на самой Украине и никогда — на территории России. Но велика ли цена этих деклараций?
По всему видно, что Зеленский и Ко закусили удила и спешат наломать дров еще до президентских выборов в США. Корреспондент The Guardian из Киева дает красноречивый заголовок «Выбора нет: Украина планирует атаки беспилотников на Керченский мост в Крыму». Издание акцентирует внимание на том, что атакованная фабрика по производству БПЛА в промышленной зоне Татарстана расположена более чем в 800 милях от границы с РФ. Украинская разведка, стоящая за этими ударами беспилотников, по мнению англичан, уже нацелилась на другую цель: 12-мильный Керченский мост, соединяющий Крым с Россией.
Высокие чины ГУР подтвердили The Guardian, что теперь готовят третье покушение на мост. «Его разрушение неизбежно», — шепнули они на ухо британской газете. По их прогнозам, мост удастся вывести из строя в первой половине 2024 года. Газета подчеркивает, что ГУР следует одобренному президентом Украины Зеленским плану по «минимизации военно-морского присутствия России в Черном море». The Guardian осторожно прикидывает долгосрочные последствия подобных авантюр, если они начнут претворяться в жизнь. Ведь в России совсем по-другому смотрят на ситуацию. Там крепнет уверенность в том, что атаки беспилотников на Россию прекратятся только после взятия Киева. От столкновения этих планов могут полететь такие искры, что никому не поздоровится...
Штрихи
Впрочем, эксперты полагают, что массовых атак БПЛА типа примененного в Татарстане не будет. Это связано с дороговизной таких беспилотников. У России есть технологии противодействия подобным атакам, которые смогут уничтожить снаряженный самолет на подлете вне зависимости от того, пилотируемый ли он или нет. Только что, где и на каком удалении ждать в следующий раз?
Успех глубинных атак ГУР в Россию развивает аппетит у спонсоров конфликта. Как сообщает Financial Times, в НАТО изучают идею коллективного пакета помощи Украине на 100 млрд долларов. Военные поставки стран НАТО Украине должны идти не на добровольной основе, а на обязательной, предложил генсек НАТО на заседании глав МИД стран альянса в Брюсселе. Автором пятилетней программы сбора средств «Миссия для Украины» является лично Йенс Столтенберг. По оценке Financial Times, НАТО хочет наложить лапу на финансовые потоки на Украину до того, как президентом США станет Дональд Трамп с его неоднозначным отношением к альянсу и к помощи Киеву. ВПК США через Брюссель хочет обезопасить стратегию долгой поддержки Киева от политических перемен на Западе.