С начала 2024 года на рынке потребительского кредитования Китая разгорается "ценовая война" между разными банковскими учреждениями на фоне усилий страны по активизации финансовой поддержки потребительского сектора. В результате потребительские кредиты в Китае стали дешеветь до уровня 2 процентов годовых.
Эксперты считают, что снижение процентных ставок может стимулировать потребительский спрос. Но, с другой стороны, есть риск чрезмерной закредитованности потребителей.
Кому дешевый кредит?
Ныне потребительское финансирование стало основным направлением конкурентной борьбы финансовых учреждений Китая. Согласно данным, опубликованным Исследовательским институтом цифровых технологий Rong 360, по состоянию на август 2024 года в банках страны средняя процентная ставка по потребительским кредитам при заявке онлайн составила 3,14 процента.
Тем не менее, в сентябре этого года ряд банков запустил новый раунд льготных мер в этой области. В частности, Сучжоуский филиал банка Цзянсу в официальном аккаунте в Wechat сообщил, что с 29 августа по 30 сентября у клиентов банка есть возможность воспользоваться скидкой по годовой процентной ставке в размере 1,88 процентов сроком до 30 дней.
6 сентября китайский банк "Чжаошан" запустил онлайн-кредитный продукт под названием "Молниеносный кредит" со ставкой от 2,88 процента и сроком кредитования до трех лет. Кроме того, в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Дунгуань, Чэнду, Ханчжоу, заемщики могут выбрать способ погашения «сначала процент, а потом сумма кредита», чтобы снизить нагрузку, связанную с погашением.
Банк «Цзяотун», один из крупнейших коммерческих банков Китая, предлагает услуги по персональному потребительскому кредитованию со ставкой от 2,9 процента и сроком до 5 лет. Схожие продукты предлагает Шанхайский банк развития «Пудун», банки «Пинъань», «Хуася», «Синъе».
Член экспертного комитета по вопросам коммуникационной экономики при Министерстве промышленности и информатизации КНР Пань Хэлинь считает, что причина снижения процентных ставок по потребительским кредитам заключается в том, что с одной стороны, снижение ключевой ставки Народного Банка Китая стимулирует сокращение расходов по потребительским кредитам, с другой стороны, традиционные операции банков сокращаются, и это позволило банкам не пожалеть значительного снижения ставки и всемерно бороться за рынок потребительского кредитования.
Стимул для потребления
На самом деле в Китае практика снижения процентных ставок по банковским кредитам имеет долгую историю. В последние годы ведомства Китая неоднократно заявляли о мерах, способствующих снижению стоимости личных потребительских кредитов с целью снижения затрат на финансирование реального сектора экономики и населения, а также содействия восстановлению и повышению уровня потребления. В конце июля 2023 года Государственный комитет по делам развития и реформ КНР опубликовал меры по восстановлению и расширению потребления, которые четко предусматривают усиление финансовой поддержки потребительского сектора.
В конце прошлого года разные банки начали один за другим снижать процентные ставки по потребительским кредитам. В качестве примера можно привести банк «Чжаошан», который в конце 2023 года выпустил серию скидочных купонов на потребительские кредиты для клиентов, соответствующих требованиям. В то время годовая процентная ставка после скидки составляла 3,4 процента, а теперь процентная ставка по «Молниеносному кредиту» данного банка в некоторых регионах была снижена до 2,88 процента.
Согласно полугодовым отчетам, опубликованным банками, по состоянию на конец июня остатки по потребительским кредитам в ряде банков значительно увеличились по сравнению с концом прошлого года. В том числе, по итогам первых шести месяцев этого года в Китайском промышленно-торговом банке /КПТБ/ объем потребительских кредитов на личные нужды увеличился на 17,4 процента - до 57,076 млрд юаней (около 8,15 млрд долларов США). А полугодовой отчет банка «Чжаошан» показал, что на конец отчетного периода остаток средств по потребительским кредитам составил 377,745 млрд юаней, что на 25,27 процента больше, чем в конце прошлого года. Банк «Чжунсинь» сообщил, что в течение отчетного периода в общей сложности было выпущено более 10 млн скидочных купонов на потребительские кредиты, которыми воспользовались более 380 тыс. клиентов.
Большинство отраслевых инсайдеров считают, что при общем снижении рыночных процентных ставок конкуренция на кредитном рынке станет более ожесточенной, дальнейшее неуклонное снижение ставки по потребительским кредитам все еще возможно, и это в определенной степени принесет реальную пользу потребителям.
По мнению сотрудника банка Чэнду, облегчение кредитной нагрузки поможет стимулировать потребление, особенно потребление товаров длительного пользования, включая покупку автомобилей, предметов интерьера и т.д. Это также открывает перед банками возможности для расширения операций по кредитованию физических лиц.
Долг платежом красен
Однако «ценовая война» за потребительские кредиты в определенной степени увеличила операционные риски банков и повлияла на качество банковских активов. Согласно статистике, по состоянию на первое полугодие 2024 года в Китайском сельскохозяйственном банке процент невозврата потребительских кредитов для физических лиц составил 1,17 процента, увеличившись на 0,13 процента по сравнению с началом года, а данный показатель в КПТБ и банке «Цзяотун» вырос до 1,65 процента и 1,46 процента соответственно.
Несмотря на увеличение доли безнадежных кредитов большинство китайских банков по-прежнему поддерживают ее в контролируемых пределах. Стоит отметить, что степень льготности процентной ставки по потребительским кредитам варьируется от человека к человеку, у разных банков разные критерии ее одобрения, и потребительские кредиты со сверхнизкой процентной ставкой не ориентированы на всех клиентов, а имеют определенный порог.
Например, скидка на процентную ставку в размере 1,88 процента, предоставляемая банком Цзянсу, на этот раз распространяется только на клиентов банка, внесенных в «белый список», включая сотрудников государственных предприятий и административных учреждений, штатных сотрудников, врачей и т.д, а процентная ставка для клиентов, не включенных в «белый список», составляет от 2,98 процента.