Москва тратит колоссальные деньги на свое развитие. При этом немалая их часть уходит на совершенствование системы безопасности ее жителей — количество камер уличного видеонаблюдения выросло до 175 тысяч, только для обработки изображения с них в конце прошлого года столица закупила оборудования на 1,2 млрд рублей. И вот сегодня у мэра Москвы Сергея Собянина появилась отличная возможность доказать, что миллиарды не потрачены впустую.
Мэр не устает расхваливать систему уличного видеонаблюдения. В октябре 2018-го на форуме «Открытые инновации» он заявил: более 70% преступлений в столице раскрываются с помощью системы видеонаблюдения. В январе 2019-го Собянин рассказал, что на улицах Москвы появились камеры, узнающие в лицо: «Система распознавания лиц с целью поиска преступников уже внедрена в метро, а в этом году появится и на уличных камерах. И это будет круто: преступники будут держаться подальше от Москвы, здесь им уже не спрятаться».
Запомним про «круто» и «не спрятаться».
Весной 2019 года власти столицы объявили о замене 89% старых камер на новые HD-устройства, изображение на которых значительно четче, чем у предыдущих моделей. А мэр доложил Владимиру Путину, что в Москве создается одна из крупнейших в мире систем распознавания лиц, которая «будет соперничать разве что с китайскими».
Прошел еще год, и в январе 2020-го столичная мэрия заказала сотни мощных серверов для системы распознавания лиц. Объявлено, что они станут частью цифровой сети, позволяющей чуть ли не отслеживать путь конкретного гражданина от двери до двери. Видеокамеры установлены в автобусах, метро, на светофорах, еще больше их появится во дворах и на подъездах, а в целом их количество должно перевалить за 200 тысяч.
Кажется, действительно в Москве не скрыться от «всевидящего ока». Но тут возле своего дома избили простого горожанина... Ладно, про «простого» я немного покривил душой. Был бы простой, мы бы вообще про эту историю не узнали. Но им оказался студент (уже бывший) Высшей школы экономики Егор Жуков. Не все еще читатели знают это имя, поэтому напомню прошлогоднюю историю. 27 июля в Москве прошли акции протеста, в организации которых месяц спустя обвинили студента ВШЭ Егора Жукова. Ему инкриминировали организацию массовых беспорядков — он якобы махал руками и «дирижировал толпой». Обвинение распалось, взамен появилось новое — публичные призывы к экстремизму. Студент-де разместил на своем YouTube-канале четыре видеоролика, в которых эксперты распознали призывы к мятежу, свержению власти и созданию препятствий работе госучреждений. Однако вместо запрашиваемых прокурором четырех лет в колонии Егора приговорили к трем годам условно.
А 31 августа его встретили возле дома двое, результатами этой встречи стали диагноз «сотрясение мозга» и заявление Жукова в полицию. Нападавшие скрылись, а следы их «работы» налицо — и на лице у Жукова.
Естественно, нашлось немало тех, кто увидел в происшествии политическую подоснову и связал два недавних ЧП в одну логическую цепочку. «Навальный, Жуков — кто следующий?» — вот едва ли не самые популярные комментарии в соцсетях в последние дни. Как написал на одном из сайтов сам Жуков, «это нападение, совершенно очевидно, связано с моей политической деятельностью. Никаких конфликтов на бытовой почве ни с кем у меня не было... Это точно политика».
Да, похоже. А может быть, нет, не связано? Я этого не знаю и знать не могу. Но одно понимаю точно: самое время для выхода на авансцену мэра Москвы со своим детищем под названием «Безопасный город».
Сергей Семенович, вы готовы подтвердить его «крутизну» и собственные слова о том, что «преступникам здесь уже не спрятаться»?