Опасный километр
Друг вернулся из Костромской области. Возмущается: "Издалека заметил машину ДПС, сбавил скорость до разрешенной. Остановили и показывают экран в салоне машины. А там номера моей машины и скорость - 145 км/час. А надо 100. Спрашиваю: где же сам радар, вроде на вашем автомобиле его нет? Смеются: не радар, фотовидеофиксатор. Он, дескать, в лесу гуляет, в километре отсюда, а мы в машине только на экран смотрим. Пришлось тысячу рублей отстегнуть. Не ехать же в Сбербанк". И зря, надо было попросить протокол о нарушении. Ведь оплачивать штрафы сейчас стало проще, но об этом - чуть ниже.
Что же это за "зверь", которого гаишники спрятали в лесу? Прибор напоминает старинный фотоаппарат на треноге, однако возможностей у него во много раз больше. Он фиксирует любое нарушение ПДД - превышение скорости, пересечение сплошной разметки, неаккуратную езду и так далее. Информация передается на компьютер в автомобиле. Работает прибор и днем и ночью. Фотовидеофиксатор стоит немалых денег - 400 тысяч рублей. Однако, несмотря на цену, костромские дэпээсники уже получили 10 штук. Ожидают еще. По федеральной целевой программе чудо-техникой уже оснащено большинство регионов страны. Летом они появятся везде. По заявлению начальников ГИБДД, благодаря приборам сократится количество взяток на дорогах. Однако практика показывает другое: берут мздоимцы и с приборами, и без них. С фиксаторами им даже стало легче отлавливать нарушителей, чем со старинными радарами. Последние ведь водитель может "увидеть" через антирадар, а фотовидеофиксатор - нет: разглядеть в кустах треногу вряд ли возможно, в отличие от гаишной машины.
Спрятать такое устройство можно где угодно.
Не отходя от поста
Для многих водителей страшен не сам штраф, а время, которое тратится на его оплату. Год назад им приходилось идти в Сбербанк, потом предъявлять квитанцию в отдел ГИБДД, инспектор которого выписал штраф, - морока, в общем. Наконец автомобилистам сделали подарок: Сбербанк сам начал сообщать в ГИБДД о погашении (или непогашении) штрафа. А надо было всего лишь заставить гаишников указывать в штрафных бланках реквизиты, необходимые в таких случаях, а работников банка обязать извещать ГИБДД об уплате. Деньги принимаются кассирами банка через окошечко. Если штрафник не заплатил сумму в течение 41 дня, то ГАИ направляет дело в суд, а тот передает дело судебным приставам. Удовольствие дорогое: проведение всех мероприятий по одному делу о неоплаченном штрафе обходится ФССП в сумму до 300 рублей. За год накапливается около 600 миллионов рублей. Эти убытки покрываются налогоплательщиками. В Самаре и некоторых других городах пошли дальше: чтобы облегчить работу гаишникам и водителям, на штрафные бланки стали наносить штрих-коды, как на товары в магазинах. А для считывания таких штрих-кодов начали устанавливать специальные терминалы. Процесс оплаты штрафов для водителей существенно упростился.
В Москве решили пойти еще дальше: здесь собираются ввести систему оплаты за нарушения ПДД с помощью пластиковых карт. Причем не только в терминалах, которые установлены в офисах Сбербанка, но и непосредственно на постах ДПС. Правда, их там еще надо установить. Такая мысль пришла в голову начальнику Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД Виктору Кирьянову, по его признанию, после поездки в Испанию. Главный гаишник пообещал, что новшество будет введено очень скоро. Что же, это очень хорошо и удобно. Только у меня вопрос: в Испании, если провинившийся платит штраф, не отходя от поста ДПС, его размер автоматически сокращается наполовину. Интересно, а у нас введут такое правило?
Штраф онлайн
Есть еще одна возможность быстро и без хлопот уплатить штраф - через интернет. Соответствующая система в этом году стала доступна всем пользователям портала Гаи.Ру. Водителю, получившему постановление о наложении штрафа, достаточно зайти на сайт, открыть в рубрике "Популярные разделы" страницу "Оплата штрафов онлайн", заполнить форму и нажать кнопку "Оплатить", то есть дать распоряжение о списании указанной суммы со своей банковской карты. Процедура займет 2-3 минуты. Правда, к оплате принимаются только банковские карты Visa. Система сразу передает сведения в информационную базу ГИБДД ГУВД по Москве и работает в режиме онлайн 24 часа в сутки. Сейчас эта услуга доступна для водителей, получивших водительское удостоверение в столице, однако разработчики обещают расширить ее на Подмосковье и ближайшие области.
Про антирадары
По идее, у нас использование антирадара, который позволяет на расстоянии обнаружить гаишную засаду и вовремя снизить скорость, наказуемо. Но на практике никого за это не штрафуют. Да и размер штрафа никто не знает. Однако инспектор может сделать внушение, а особо рьяный - даже отобрать устройство. Между тем, как мне кажется, антирадары для водителей будут все-таки узаконены. Во-первых, потому, что они уже выпускаются и даже монтируются в ГЛОНАСС/GPS-навигаторы, которыми собираются оснастить российские автомобили. А во-вторых, светлые головы в ГИБДД все больше проникаются мыслью о том, что им в своей работе надо делать упор не на наказания, а на профилактику нарушений ПДД. По-моему, антирадар и есть средство профилактики. По крайней мере за рубежом это так. В Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции, Италии, Испании, Австрии и Швейцарии миниатюрные приборчики лепятся на лобовое стекло без проблем.
ГЛОНАСС - за нас
На днях завершился эксперимент в Северном АО столицы. Несколько месяцев авто ППС и ДПС, вневедомственной охраны, групп немедленного реагирования патрулировали город с радиомаяками на борту, которые в непрерывном режиме по спутниковой системе ГЛОНАСС посылали сигналы в Центр управления нарядами. Дежурный по электронной карте отслеживал перемещение патрулей, отклонения от маршрутов. Последние фиксировал компьютер, так что прокатиться по личным делам кое-кому, увы, не удалось.
Но не это главное. На электронной карте фиолетовой звездочкой загоралось место, откуда в милицию поступил звонок от попавшего в беду гражданина или, допустим, сообщение о нападении преступников на ларек или о хулиганских действиях и так далее. По распоряжению дежурного туда срочно устремлялись ближайшие патрульные машины. В первый же день эксперимента система сработала. На москвича С. Буртасова напали два налетчика и отобрали барсетку, мобильник, куртку. Он набрал 02 и буквально через пять минут уже сидел в патрульной машине, которая начала преследование грабителей. Еще 10 минут, и потерпевший увидел обидчиков, шагавших по тротуару. Их тут же задержали. Замечу, что с помощью системы ГЛОНАСС по горячим следам уже раскрыто больше 50 преступлений. А ведь это всего лишь эксперимент в одном районе столицы. Власти говорят, что скоро система "покроет" весь город.
Вопрос - ответ
Почему нет предупреждающих надписей о том, что трасса контролируется радаром?
Виктор Переверзев, Ростов-на-Дону
По правилам даже о наличии видео- или фотокамер гаишники должны предупреждать водителей. Но на трассах надписей, предупреждающих о контроле, мало. Но не забывайте, пожалуйста, что скорость вашего автомобиля теперь могут измерить и из гаишной машины. А любое нарушение ПДД - засечь с вертолета, беспилотного самолета-разведчика и даже с воздушного шара. Все это уже имеется на вооружении ДПС.
Можно ли записывать разговор с инспектором на диктофон или на видео? Ведь им-то это разрешено.
Ирина Бойкова, Пермь
Закон разрешает. Но лучше предупредить гаишника о записи. Попросить же самого инспектора записать незабываемую встречу на дороге вы имеете полное право.