Мысль поставить спектакль, где вместе с профессионалами играют бездомные, родилась у режиссера Михаила Патласова за кулисами знаменитого БДТ. Молодые актеры, которым он идею озвучил, приняли ее на ура. Хотя вчерашние студенты театральных вузов вряд ли представляли, как выйти на сцену бок о бок с теми, кто живет — точнее, выживает — в условиях, мягко говоря, далеких от общепринятых.
Да и захотят ли сами бомжи рассказывать о себе? Выходить на сцену? Известно, эта категория людей не слишком общительна. Для них привычнее, когда прилично одетые люди переходят на другую сторону улицы.
Но Патласов точно не из таких. Он говорит, что пришел в режиссуру, чтобы «помочь зрителю в осмыслении происходящих вокруг событий». Создать же условия взаимодействия сцены и зрительного зала лучше всего способна реальность, облаченная в художественную форму.
«Современный горожанин живет с множеством стереотипов, — считает Михаил. — Социум обесчеловечил бомжей, создал нелицеприятные мифы. А ведь бездомность, неустроенность в жизни — это своего рода социальное невежество, с которым человеку надо бороться в себе самом».
Первое, что он сделал, когда идея, что называется, вызрела, отправился с начинающими актерами из БДТ, Александринки и «Балтийского дома» в... «Ночлежку». Эта питерская благотворительная организация много делает для попавших в беду, предоставляет им кров и пищу в приютах.
Сначала в этих приютах, а потом и в городских кафе, куда потенциальных участников будущей постановки приглашали организаторы, Михаил со своей командой вели с бездомными многочасовые разговоры. Нужно было не просто выслушать, но при этом найти сюжетный поворот, который можно было бы обыграть в спектакле.
«На дне» — первоначальное название спектакля. Автор идеи и режиссер-постановщик Патласов его задумывал, отталкиваясь от знаменитой пьесы Максима Горького в современной интерпретации. Но уже в процессе работы понял: сравнивать некорректно. Другие времена, нравы. Да и задача — не воспитывать и рассуждать на философские темы, а помочь бездомным вернуться к нормальной жизни.
Смысл документального спектакля именно в этом. Потому и название изменил — на «НеПРИКАСАЕМЫЕ».
«Многие из этих людей упали с большой высоты, — говорит режиссер. — Они знают о нас все, о чем мы сами даже не подозреваем. Они смотрят на окружающих и понимают, что сказать, как сказать, чтобы ты проникся и посочувствовал, а не отвел стыдливо глаза. Их артистизм проверен жизнью. А однажды сыграв, он взглянет на себя со стороны. И что-то, возможно, изменит в своей жизни.
Это не первая его поставка подобного рода. Ныне 36-летний Патласов дебютировал спектаклем «Антитела». Он был посвящен студенту философского факультета СПбГУ, музыканту, антифашисту Тимуру Качараве, которого убили такие же молодые люди, как он сам. Подлинные интервью матери убитого и матери убийцы, реальные монологи подруги Тимура и охранника легли в основу драматического сценария спектакля. За который начинающий режиссер был отмечен высшей театральной премией Петербурга «Золотой софит» (2012) и национальной театральной премией «Золотая маска» (2013).
Для своей новой постановки, в основе которой монологи бездомных, видеоинсталляция и музыка, Михаил отобрал дюжину потенциальных актеров. Не все выдержали: многие ведь считают себя людьми, свободными от всего и всех. Но те, кто остался, отнеслись к делу серьезно. Среди них едва ли не самый известный в городе бомж — 65-летний Вячеслав Раснер. Бывший учитель географии, бывший член общества охраны памятников, а также экскурсовод и защитник домашних животных стал жертвой черных риелторов. Теперь он обитает в подворотнях Петроградского района. Дни проводит у станции метро «Горьковская» с протянутой рукой. А доброе к себе отношение отрабатывает, проводя для желающих экскурсии по ближайшим к метро достопримечательностям, рассказывая байки из жизни старого Петербурга.
С каждым бездомным работает режиссер, а также драматург Алина Шклярская. Среди участников спектакля есть глухонемая девушка. С ней занимается актриса Полина, знающая язык жестов, озвучивает монолог бездомной для партнеров и зрителей. Как и в знаменитом фильме «Страна глухих», история этой девушки — о любви и предательстве, разочаровании в людях и обретении настоящих друзей.
Профессиональных актеров в постановке столько же, сколько и бездомных. Это на случай, если кто-то вдруг махнет на все рукой и не придет. Одно дело репетировать, другое — исполнять перед зрителем. Каковых собралось на премьеру 30 марта порядка 250 человек. Больше просто не помещалось под сводами Аннекирхе — лютеранской церкви на Кирочной улице Северной столицы.
«Ее настоятель отец Александр с пониманием и интересом отнесся к нашей идее», - рассказал «Труду» Михаил Патласов.
Средства на постановку они собирали через социальные сети и с помощью благотворительных организаций. При этом ни режиссер, ни профессиональные актеры на гонорары не претендуют.
А для бездомных важны не только деньги. Им не меньше нужна моральная поддержка от нас — тех, кто считает себя благополучными. И нередко отворачивается от людей, волею ошибок или несчастья потерявших кров, работу. Как признался Михаил Патласов, несколько бездомных озадачились восстановлением своих документов, согласились пройти курс антиалкогольного лечения, начали искать работу.