
Этой осенью в Крыму собран рекордный урожай яблок, однако может так получиться, что самим крымчанам мало что достанется. Да и с рыбой похожая картина: практически весь улов вывозится за пределы полуострова.
Дошло до того, что министр сельского хозяйства республики Андрей Рюмшин вынужден успокаивать земляков. По его словам, дефицита яблок на местном рынке не ожидается, здесь «в достатке остается продукция мелких фермеров, у кого 5-10 га садов». При этом глава аграрного ведомства признал: фактически все крупные сельхозпредприятия Крыма отправят до 100% своего яблочного сбора потребителям в разные регионы России.
Интересно, что народ до сих пор не определился: огорчаться или радоваться по такому поводу? Ведь в былые — украинские — времена те же крымские яблоки вообще никому не были нужны. Вот Кировский район, который находится на пути из Симферополя к Крымскому мосту. Еще в 2014-м на месте здешних яблочных садов лежала голая предгорная пустошь, покрытая сухим сорняком. Да, в эпоху СССР кировские яблочные плантации простирались от Азовского моря до курортной Феодосии. Однако четверть века «незалежности», без преувеличения, убили отрасль. По-иному и быть не могло, ведь за Перекопом, от Закарпатья до Волыни и Полтавы, «росте багато своих фруктiв». Естественно, там напрочь отказались от крымских поставок.
Теперь совсем иное дело. Возрожденные хозяйства Кировского района отправляют яблоки премиум-сортов по множеству российских адресов. Особенно хорошо берут Мурманск и Дальний Восток. Часть урожая уже поехала через мост, остальным заполняют огромные морозильные камеры, выстроенные по итальянским технологиям. Самый востребованный сорт — «голден делишес», для столичных приверженцев правильного питания приготовлен «гренни смит». Звучит невероятно, но от части контрактов пришлось отказаться: яблок попросту не хватает. Оказалось, огромная страна готова забрать чуть ли не вдвое больше объемов нынешнего урожая.
Похоже, россияне оценили крымское яблочко и почувствовали разницу между ним и отдающим пластиком во вкусе польским фруктом. Есть под Бахчисараем уникальная Альминская долина. В Российской империи альминские яблоки ценились дороже ананасов. Завернутые в пергаментную бумагу, они шли на рождественские столы Москвы и Петербурга. При СССР аграрии Бахчисарая обеспечивали фруктами три десятка собственных консервных и сокоэкстракционных заводов. Северяне с удовольствием потребляли здешние соки и варенья, компоты и джемы — натуральные, по-настоящему качественные. Увы, до Крымской весны даже развалины тех заводов не дожили.
Зато сейчас расчищаются площадки под новые комбинаты. Свободной земли вокруг практически не осталось, молодые сады и теплицы растут на глазах. Для полива восстановлены накопительные пруды. Как иначе, если огромные российские ретейлы, словно пылесосом, вытягивают крымскую «фрукту-ягоду»? Потрясающая весенняя картина: по трассе «Таврида» потоком катили московские фуры с бахчисарайской клубникой. Минувшей весной эту сладкую клубнику пришлось попробовать в подмосковной Рузе. Дороже турецкой, но вкусней несравнимо.
Дошло до того, что материковый бизнес еще до завязи скупил урожай здешних персиков и слив. Перспективная задача-минимум — крымское варенье из лепестков роз намереваются продавать в магазинах Архангельска и Петропавловска-Камчатского.
Примерно то же самое творится с крымскими уловами. Сложилась парадоксальная ситуация: в сегодняшней Москве цены на благородную черноморскую рыбу дешевле, чем в Севастополе. Измученные ковидом жители Белокаменной на крымском отдыхе наконец-то распробовали барабульку, камбалу-калкана, прочие прибрежные деликатесы — и теперь не хотят с ними расставаться.
Ну и местным рыбакам очень выгодно подписывать контракты, по которым покупатели готовы заранее перечислить всю сумму на максимально большие поставки. Живые деньги всегда радуют, хотя есть нюанс. До полной отгрузки договорного объема по «московскому» контракту любая рыбацкая бригада на крымский прилавок ничего не принесет. Вот и получается, что на Дорогомиловском рынке столицы шикарная султанка стоит 500 рублей, а на набережной севастопольской Балаклавы за нее просят все 700. «Пока наша камбала продавалась только в Крыму и Краснодарском крае, ее цена была в два раза ниже, но сейчас огромный поток калкана пошел в столицу — и сразу цены полезли вверх», — подтвердил глава Ассоциации рыбопромышленников полуострова Валерий Сивочуб.
Залив Сиваш планируют целиком сделать промысловым районом по добыче кефали. Причина понятна — невероятный спрос. Для этого республиканский Совмин пытается отрегулировать под крымскую специфику правила рыболовства в России. Позицию правительства РК подтвердил вице-премьер Андрей Рюмшин: «Проблема в том, что федеральные сроки разрешения на вылов действуют тогда, когда в Сиваше рыбы нет. Любая рыба мигрирует, и любую рыбу мы ловим в определенный момент. Та же история и с кефалью, которая заходит в Сиваш несколько раз в году из Азова. За то малое время, что определено законом, люди успевают выловить крохи. А наша задача — увеличить промысел кефали на 150-200 тонн».
Как бы случайно планы симферопольских чиновников совпали с массовыми протестами рыбаков. На «Ютубе» появились возмущенные видео, где народ грозит перекрыть автотрассы из-за нынешних квот на вылов. По словам рыбацких активистов, им стало известно о неофициальном распоряжении из Ростова «квот крымчанам не давать». Они утверждают, что уже обращались к центральной российской власти. Якобы Москва дала поручение «разобраться», но проблема до сих пор не решена. «Украина ловит, Турция ловит, Болгария ловит. Все ловят, кроме Крыма. Получается, мы не домой попали», — негодуют на сейнерах и шаландах.
Что им ответить?