Потом двое учеников - уже под присмотром школьного педагога - кувалдами разнесли скульптуру на мелкие куски и закопали останки в школьном дворе. Об этой истории "Труд" рассказал в номере за 4 августа. Наши читатели не остались равнодушными: редакция получила массу негодующих откликов. Но какова же реакция школьных педагогов, местной власти?
Когда мы попытались выяснить точку зрения главы администрации Волгоградской области Николая Максюты, пресс-секретарь Ольга Трофимова сказала нам, что очень сожалеет: "...Но это событие не того масштаба, чтобы беспокоить губернатора". И.о. мэра Волгограда Роланд Херианов оказался "постоянно в разъездах". А у чиновников рангом пониже есть оправдание крепче гипса: памятник Зое Космодемьянской во дворе волгоградской школы N 130 не числится в реестре, а значит, средства на его восстановление не предусмотрены бюджетом.
Тем временем вернулась из отпуска директор школы N 130 Ольга Николаевна Черненко. Она сказала, что тоже считает случившееся варварством - не только сам факт вандализма, но и то, что разбивать на части уже поврежденную скульптуру и закапывать ее обломки заставили учеников. "Конечно же, ни в коем случае нельзя было привлекать к этому мальчишек. Но тогда исполнял обязанности директора мой заместитель по административно-хозяйственной работе - человек без педагогического образования, - посетовала Ольга Николаевна. - А ведь наши ученики привыкли ухаживать за памятником Зое Космодемьянской: возлагали к нему цветы, заделывали трещины и подкрашивали. Это был символ нашей школы!"
Однако участь Зои, по мнению директора, все-таки была предрешена: "Скульптура была изготовлена из гипса. Удивительно, как памятник из столь непрочного материала простоял более 50 лет! В последнее время у Зои то нога, то нос отваливались. Хотя дети ремонтировали скульптуру своими силами как могли. Но вандалы, снесшие памятник с постамента, поставили в его судьбе точку".
Пожалуй, правильнее было бы сказать - многоточие. Поскольку далее события могли развиваться по-разному. Например, поврежденный памятник можно и нужно было цивилизованно утилизировать, а на постаменте установить новую скульптуру той, кого привыкли считать символом школы. "Нужны были подъемный механизм, грузовик, рабочие - за все надо платить, а средств у школы нет, - объясняет директор Ольга Николаевна Черненко. - Мы посоветовались с администрацией Ворошиловского района, нам сказали: ну, прикопайте ее где-нибудь здесь же".
Такой совет был равнозначен приговору. И Зою в буквальном смысле слова "прикопали". Героев, способных этому противостоять, не нашлось...
Одним из специалистов, определивших, что скульптура Зои Космодемьянской не представляет художественной ценности, был волгоградский художник-график Владислав Коваль: "Пора прекратить соплепускание по поводу нужности или ненужности памятников, надо исходить не из политики, а из исторической реальности, - заявил нам специалист по художественной символике. - В нашем городе нет ни одного памятника царю, а Ленин - на каждом шагу. Надо разобраться, почему у нас в каждом переулке - Зоя Космодемьянская или Александр Матросов, хотя они здесь никогда не были. Вообще нет смысла спасать символы, насажденные коммунистами. Разрушать, конечно, тоже не стоит. Они сами отомрут и про них забудут, если это бутафория, муляжи, папье-маше. Как и скульптура "Родина-Мать" на Мамаевом кургане. Это же надругательство над женщиной - вложить ей в руки меч!"
Вот до чего договорились... В годы моей юности находились подонки, рассказывавшие анекдоты такого рода: "Последние слова Александра Матросова - "проклятый гололед"!" И памятник Михаилу Паникахе (объятая пламенем фигура, устремленная на вражеский танк) волгоградские алкаши называли "без пяти семь" (в это время в советских рюмочных прекращали отпускать спиртное). Но всегда находились те, кто не стеснялся напомнить таким: "Они за вас жизнь отдали!"
Сейчас труднее дать отпор тем, кто корежит наше сознание, опираясь на некую "новую историческую реальность". По сути, эта "реальность" - очередная ревизия истории страны. И хотя при этом раздаются призывы "не смотреть на наше прошлое сквозь призму политики", на деле же "оценщики-ревизоры" используют исключительно политические мерила. Получается до примитивного просто: если кричал в атаке не только "За Родину!", но и "За Сталина!", то уже не герой. Это тупо, но все же режет по живому. А ведь такие, как Карбышев и Космодемьянская, рядом с Лениным и Сталиным не стояли. Они сражались за Родину.