«Избиратель, который не может находиться по месту жительства в день выборов, имеет право проголосовать досрочно». А закончится досрочное голосование 5 июля. До этого во всей республике отмечается праздник Курбан хайит, так что возможность заранее отдать голос в праздничные дни гарантирует высокую явку. Для организации досрочных выборов президента открыто 10 784 избирательных участка, в том числе 56 в 39 странах за рубежом при посольствах Узбекистана. Все голоса идут в зачет.
К выборам главы государства в самой населенной республике Центральной Азии относятся серьезно, ведь от личности лидера на Востоке зависят порой судьбы поколений. Эти выборы – сами по себе досрочные – были назначены на 9 июля по итогам апрельского конституционного референдума в Узбекистане, на котором, помимо других важных изменений, были отменены ограничения срока полномочий действующего главы государства. Президент Шавкат Мирзиеев теперь может занимать свой пост еще два семилетних срока. И нынче он пошел на новые выборы, хотя в 2021 году был переизбран на второй срок.
Глава Узбекистана мотивировал это решение тем, что принятые поправки в Конституцию существенно изменили политико-правовое поле страны и баланс сил между ветвями власти, а значит, в новых условиях президентская власть также должна быть «перезагружена». В качестве другого аргумента в пользу досрочных выборов Мирзиеев указал необходимость продолжения реформ.
В предвыборной гонке за президентское кресло в Узбекистане участвуют четыре кандидата от официальных партий. Лидер Народно-демократической бывший министр образования Улугбек Иноятов баллотируется впервые. Председатель Экологической партии, доктор сельхознаук Абдушукур Хамзаев представляет «зеленую» повестку в республике. От социал-демократов партии «Адолат» кандидатом выдвинули единственную женщину в гонке – первого зампреда Верховного суда Республики Робахон Махмудову (до 2020 года была заведующей приемной президента в Ферганской области). Сюрпризов от них не ждут, поскольку действующий президент явно превосходит их по популярности и политическому весу.
«Совместными усилиями мы превратим Новый Узбекистан в страну, где царят дружба и толерантность, где каждый гражданин, независимо от национальности, языка и религии, будет жить свободно, в мире и благополучии», - заявил Шавкат Мирзиеев в поздравлении гражданам в связи с праздником. В этих торжественных речах узбеки слышат вполне конкретный смысл и обязательства власти избавить страну от потрясений на национальной почве. Масштабный социальный взрыв в Каракалпакстане, автономной республике в составе Узбекистана, в 2021 году был связан с неловкой попыткой отменить ему права автономии в проекте Конституции. После подавления беспорядков, сильно подогретых извне, власть вмешалась в ситуацию и исправила ошибки, гарантировав все права меньшинству в новой редакции основного закона. Но предлог для хаоса ищут снова.
Неожиданно США констатировали «значительный прогресс, достигнутый Узбекистаном под руководством президента Шавката Мирзиеева». В случаях столь нежданных похвал лидерам Евразии лучше сразу мобилизоваться и быть готовым к сюрпризам. Данные мировых агентств иллюстрируют динамичное развитие Узбекистана. По сведениям Всемирного банка, ВВП страны в 2022 году вырос на 5,7%, что связано с увеличением объемов денежных переводов, потребления и экспорта. Ключевой показатель – объем экспорта – вырос на 21%, причем по главным позициям: текстиль, цветные металлы, удобрения и продукты питания.
Ведущее направление экспорта – Россия, оно дало прирост на 52%, а такие сферы, как транспорт и туризм, показали небывалый рост в 53%, в основном за счет резкого увеличения числа прибывших из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Уровень безработицы упал до допандемического уровня в 8,8% в 2022 году. То есть, в Узбекистане созданы предпосылки дальнейшего экономического роста. По темпам роста республика опередит как Европу, так и Центральную Азию. У Шавката Мирзиеева на этом фоне нет значимых соперников.
Стабильность положения страны определяется и ее военно-политическими союзниками. Лидер Узбекистана неоднократно заявлял, что намерен и впредь во взаимодействии с Россией продолжать укреплять свои вооруженные силы для поддержания стабильности и безопасности. Согласно рейтингу Global Firepower, армия Узбекистана стала самой мощной в Центральной Азии и занимает 55-e место из 142 позиций в мировой табели о рангах (для сравнения, соседний Казахстан – на 64-м). Узбекистан и Россия реализуют программу стратегического сотрудничества в военной сфере на 2021-2025 годы.
Но последовательная ориентация Ташкента на традиционных союзников без разрыва с глобальной экономикой и без противостояния с Западом устраивает не всех. В преддверии досрочных выборов главы Узбекистана Вашингтон, как и в 2021 году, развернул нешуточную агитационную кампанию по дискредитации нынешнего главы государства. В 2023 году США только официально выделили 6 млн долларов «на продвижение демократии» в стране. Система грантов для «гражданского общества» на поддержку «лидеров общественного мнения» позволяет посольству США сохранять определенные рычаги влияния на ситуацию. А направленность «дружеского воздействия» на Ташкент сомнений не оставляет: все, кто выступает за сохранение связей с Россией, подлежат дискредитации.
В редакционной статье издания The Diplomat в начале 2023 года подтвердили, что госдепартамент США ставит своей целью «вывести государства Центральной Азии из-под влияния России и Китая». Ключевое направление– попытки вынудить Ташкент поддержать санкции против России. Но Мирзиеев был тверд по этому вопросу на всех переговорах с атлантическими партнерами. Последнее их изобретение – использовать территорию Узбекистана как плацдарм для обеспечения безопасности вокруг Афганистана. В страну даже прибыла группа британской ЧВК для изучения вопроса. Но Ташкент осторожен, здесь помнят опыт союзников США в «борьбе с терроризмом»: американцы резко уходят, как из Афганистана и Ирака, а местные долго расхлебывают.
В сентябре 2022 года зампомощника директора Агентства США по международному развитию (USAID) Анджали Каур на слушаниях в Комитете по иностранным делам конгресса США озвучила еще одну задачу: «В конечном счете разъединить экономики России и стран Центральной Азии». Глубокие традиционные связи и взаимодополняемость экономик России и Узбекистана исключают такую возможность на обозримый период, но в Вашингтоне не не хотят с этим мириться. Иностранные технологичные инвестиции в энергетику, IT-сектор и разработку месторождений нужно привлекать, но какова цена?
В начале июня в Чолпон-Ате узбекский лидер участвовал в саммите «ЕС – Центральная Азия», который ограничился призывами к демократическим переменам и обещаниями широких перспектив сотрудничества. Но Ташкенту нужен результат. Перед саммитом с ЕС в Китае Мирзиеев провел двусторонние переговоры с Си Цзиньпином, было подписан 41 документ, согласованы проекты на сумму 25 млрд долларов в энергетике, металлургии, геологии, химпромышленности, автомобилестроении, электротехнике, строительстве. Прагматичный подход администрации президента позволяет расставлять приоритеты.
Нынешние выборы президента Узбекистана пройдут предсказуемо, хотя, как и в 2021 году, против действующего лидера будут использовать любую оплошность местных или республиканских властей в попытках дестабилизировать ситуацию. Прошедшей зимой, например, из-за аномальных холодов в стране разразился энергетический кризис: в столице люди грелись у костров, стояли в очередях на заправках. В соцсетях при этом появился злонамеренный фейк о том, что неучтенный газ на миллионы долларов экспортировался в Китай. Что придумают «партнеры» на этот раз? Ясно одно: после успешного референдума повлиять извне на ход выборов в республике у Запада едва ли получится.