Главная Наука и технологии 00:01 29 Ноября 2024 7397
«Суперджет» и другие

Загоревшийся в аэропорту Антальи российский лайнер в очередной раз высветил проблемы отечественного авиапрома

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Лучше бы чиновники не торопились докладывать президенту о свершениях. Фото: Юрий Кирсанов/Transport Photo Images, globallookpress.com

После того как самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» загорелся в аэропорту турецкой Антальи, продолжается «разбор полетов». Авиакомпания назвала причиной ЧП сильный ветер. По одной из версий, самолет при посадке задел двигателем посадочную полосу и стал терять топливо, которое загорелось от искр. К счастью, все, кто был на борту, остались живы, но вопросов от этого не стало меньше.

Заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов считает причиной подобных инцидентов с этим самолетом конструкторские недоработки. «Современное самолетостроение запрещает конструировать самолеты таким образом, чтобы при совершении грубой посадки шасси пробивали топливные баки», — рассказал он в интервью BFM. По его мнению, как и в катастрофе в Шереметьево в мае 2019 года, когда также в результате пролива топлива и пожара погиб 41 пассажир, всему виной конструкция шасси, которые от удара о землю повреждают топливные емкости, расположенные в крыльях.

Отраслевой телеграм-канал «Авиаторщина» пишет, что тот же самый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» месяц назад повредил створки шасси при вынужденной посадке в столичном Внуково. Тогда это произошло из-за отказа гидросистемы. Пострадавших не было. Росавиация квалифицировала событие как инцидент, было расследование, выводы не оглашены.

В случае в Анталье Росавиация пока не уточняет, почему при жесткой посадке произошел разлив топлива и можно ли считать конструкторское решение шасси Sukhoi Superjet 100 слабым местом. Но очевидно, что жертв удалось избежать лишь благодаря оперативным действиям турецких пожарных, приступивших к тушению самолета через две минуты после его остановки на посадочной полосе. Как жалуются пассажиры, ситуацию осложняли нерешительные действия экипажа и паника на борту...

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту возгорания воздушного судна. После расследования мы, надеюсь, узнаем, был ли инцидент связан с ошибкой пилота (именно такой вывод был сделан в случае с жесткой посадкой в Шереметьево в 2019 году) или виной всему ветреная погода. Между тем, как сообщило РИА «Новости», в тот же день еще один SS 100 авиакомпании «Азимут» приземлился в международном аэропорту Красноярска с неисправностью гидравлики передней стойки шасси. А по данным сайта «Авиаторщина», 24 ноября произошли еще три инцидента с самолетами SSJ 100. С проблемой в гидросистеме сел борт, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву. «Остальные два инцидента произошли уже около полуночи, — пишет «Авиаторщина». — В 23.42 в аэропорту Сочи «Суперджет» «Ред Вингс» (RA-89155) во время разбега по взлетно-посадочной полосе на скорости 150 км/ч прервал взлет в Москву. А через шесть минут при заходе «Суперджета» «Россия» (RA-89100) из Москвы на посадку в Пулково в кабине пилотов высветилось сообщение о неисправности системы управления разворотом колес передней опоры шасси. Пилоты доложили о проблеме и выполнили уход на второй круг. На аэродроме была объявлена тревога». Везде просматриваются схожие с «турецкими» проблемы с шасси и гидравликой.

Пять инцидентов за сутки — не многовато ли? В любом случае это уже не первое ЧП с самолетами Sukhoi Superjet 100, детищем отечественного авиапрома, рожденным в попытках его реанимировать. О SSJ 100 бравурно докладывали президенту как о выдающемся достижении управленцев отрасли и авиастроителей. Но судьба лайнера изначально сложна. Достаточно вспомнить, что он разбился во время демонстрационного полета 9 мая 2012 года близ Джакарты. Тогда погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной катастрофы назвали ошибку пилотирования. То был предсерийный экземпляр, принадлежавший ОКБ «Сухой».

Самолет ввели в эксплуатацию 21 апреля 2011 года. Планировалось выпустить 236 лайнеров за три года, но к 2019-му построили 182. Весной 2017 года Минтранс России подвел предварительные итоги эксплуатации самолета. Оказалось, средний суточный налет российских машин меньше, чем у иностранных лайнеров вдвое — втрое (3,3 часа в сутки против 6-10 часов). Причиной назвали нехватку запчастей, а также особенности конструкции двигателя, агрегаты которого имеют ограниченный ресурс и требуют ремонта после наработки от 1000 до 4000 часов вместо заявленных 8000. И т. д и т. п.

При этом ничего неизвестно о том, что кто-то понес ответственность за «отдельные проблемы» с самолетом. Это касается и задержек в производстве, и конструктивных особенностей. Вина пока ложится на пилотов и на погоду.

Нынешний турецкий инцидент совпал с известием о том, что гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев покидают свои посты. Управлять деятельностью «Яковлева» будет гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха. «Туполев» возглавит замгендиректора ОАК Александр Бобрышев. В ОАК пояснили, что рокировка связана с «необходимостью в беспрецедентно сжатые сроки реализовать запуск серийного производства отечественных гражданских лайнеров» (будто раньше такой необходимости не существовало!).

Замены руководителей случились сразу после того, как премьер-министр Михаил Мишустин на форуме «Транспорт России» 21 ноября заявил, что первые поставки долгожданного самолета МС-21 могут начаться уже в 2025 году. И добавил: «Важно как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные «Суперджеты», а также Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий — «Байкал». Сказал глава правительства и о масштабном финансовом вливании в транспорт — свыше 1,5 трлн рублей. Правда, о том, сколько уже было потрачено на создание SSJ 100 и МС-21, уточнять не стал.

Приходится обходиться старыми данными, которые, однако, весьма красноречивы. Так, в 2012 году Контрольное управление Администрации президента РФ подвело итог: «Анализ реализации программы («Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015-го». — «Труд») показал, что за период действия она корректировалась 6 раз. Финансирование увеличилось на 66,1 млрд рублей. При полном освоении выделенных средств определенные программой цели не достигнуты: Не организовано серийное производство самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, регионального самолета Ту-334». Есть там и такая фраза: «За период действия программы финансовое состояние предприятий, производящих самолеты для гражданской авиации, значительно ухудшилось».

Ну и кто ответил за развал отечественного авиастроения и лоббирование иномарок? Да никто!

В 2019-м проверка Счетной палаты выявила низкую эффективность реализации уже новой программы развития гражданского авиастроения, рассчитанной до 2025 года. В отчете сообщалось, что Россия «снизила поставки отечественных самолетов на 40%». Провал курирующего эту отрасль Минпромторга был виден невооруженным взглядом на протяжении многих лет, но всех наверху такое вопиющее несоответствие планов, выделенных денег и результатов, видимо, устраивало. Ну а с бывшего вице-премьера Дворковича, курировавшего отрасль, и взятки гладки: он сбежал за границу.

Сейчас изо всех углов слышим о сложностях в производстве отечественных самолетов, связанных с санкциями и с «беспрецедентно короткими сроками на решение задачи». Но кто тянул за язык в августе 2023 года главу «Ростеха» (в эту госкорпорацию входит и ОАК) Сергея Чемезова, который докладывал президенту России, что серийное производство российских самолетов Superjet New и МС-21 будет запущено в 2024 году, к 2025-му станут серийно выпускать 10 единиц Ту-214 в год. Вся страна в прямом эфире слышала обнадеживающее сообщение: «В 2024 году мы запустим серийное производство самолетов Superjet — Superjet New. Это самолет, который оборудован нашими двигателями ПД-8, полностью наша авионика, фактически полностью наш самолет... Ежегодно, начиная с 2024-го, будет производиться 20 таких машин... Мы также начнем производить и МС-21: первые серийные шесть машин тоже будут переданы авиакомпаниям России».

Что касается МС-21, то его разработка началась еще в СССР в прошлом веке, в 1987 году. То был совместный проект самолета ЯК-242 «АК им. С.В. Ильюшина» и АО «ОКБ им. Яковлева». А новая история МС-21 длится уже 18 лет. Первый опытный МС-21 с помпой выкатили в Иркутске на обозрение публики 8 июня 2016 года, первый полет он совершил 28 мая 2017 года. Помнится, тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев назвал его «одним из самых современных лайнеров в мире и пассажирским самолетом XXI века». И вот прошло восемь лет...

Серийное производство МС-21 неоднократно переносилось. На заседании правительства в январе 2023-го президент Путин раскритиковал за это Дениса Мантурова, тогда еще просто вице-премьера. Прямо спросил: «Что вы дурака валяете?» На все объяснения глава государства отрезал: «Долго, слишком долго». А в результате Мантуров был повышен в должности до первого вице-премьера и куратора отрасли. Видимо, в наказание?

Впрочем, после последних инцидентов с SSJ 100 возникает мысль: а может, лучше, чтобы они не торопились? И не докладывали Владимиру Путину раньше времени о свершениях в небе и на грешной земле.

Наука и технологии 00:03 / 14 Февраля 2025 5818
Технопарк

Роботы научились искать повреждения в трубах

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: СГК Новосибирск

Ну что вы все про святого Валентина, тогда как 14 февраля есть праздник поважнее: День компьютерщика и программиста. В такой же день в 1946 году в США был создан первый в мире компьютер. По историческим...

Наука и технологии 00:03 / 14 Марта 2025 5501
Технопарк

Ученые предложили борщевик переработать в спирт

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Борщевик. Фото:© Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Немногие из великих удостоены праздника в свою честь, но физик Альберт Эйнштейн как раз из них. Он родился 14 марта 1879 года, и теперь в этот день отмечается Всемирный праздник ученых, чествуют тех,...

Причиной смерти стала остановка сердца во время операции на колене

Фото: PJSC UAC, globallookpress.com

Ушел из жизни главный конструктор Опытно-конструкторского бюро им. А. С. Яковлева, разработчик самолета МС-21 Алексей Рахимбаев. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ПАО «Яковлев». «Алексей Гайратович Рахимбаев...

Наука и технологии 00:02 / 28 Февраля 2025 4870
Технопарк

Ученые из Кембриджа встроили графеновые датчики в пижаму

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Устройство, помогающее изучать проблемы со сном. Фото из открытых источников

В последний день зимы в мире отмечается Международный день редких заболеваний. Диагностика и лечение их напрямую зависят от уровня развития медицины, а все революционные изменения в медицинской сфере тесно...

При этом команде предстоит провести в полной изоляции еще около десяти месяцев: эвакуация невозможна из-за экстремальных погодных условий 

Станция Sanae IV, Антарктида. Кадр видео с YouTube

Южноафриканские ученые, работающие на исследовательской станции Sanae IV в Антарктиде, обратились к руководству страны и коллегам с «большой земли» со срочной просьбой о помощи. Исследователи утверждают, что один из участников...

В результате инцидента никто не пострадал; тем не менее, польские правоохранители начали расследование

Фото из соцсетей

Обломок ракеты американской компании SpaceX, принадлежащей американскому бизнесмену и политику Илону Маску, упал во дворе жителя одного из польских местечек. Об этом в пятницу, 21 февраля сообщает британское издание Daily Mail. Как стало известно...

Ранее глава SpaceX заявлял, что Барри Уилмор и Сунита Уильямс могли вернуться на Землю еще полгода назад, но этому помешали действия администрации Байдена 

Фото: www.nasa.gov

Астронавты NASA Барри Уилмор и Сунита Уильямс, которые застряли на Международной космической станции (МКС) и провели там уже больше полугода вместо ожидаемых двух недель, записали видеообращение к основателю и владельцу компании SpaceX Илону...

Данная мера должна помочь в борьбе с телефонным и сетевым мошенничеством 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Госдума приняла в первом чтении закон, предписывающий всем компаниям, работающим в России, маркировать все свои звонки, в том числе массовые, на экранах мобильных телефонов. Сами россияне при этом будут иметь право отказаться от получения подобных...

Игроки в ней управляют наночастицами размером около одного нанометра

Фото: Oliver Berg/dpa, globallookpress.com

Сотрудники японского Университета Нагои создали компьютерную игру, в которой игроки управляют наночастицами размером около одного нанометра. Описание работы опубликовано в издании Japanese Journal of Applied Physics (JJAP). Научный коллектив...

Сам ответчик рассказал, что создал служебное изобретение, которому присвоен статус «секрет производства»

Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

Министерство обороны и Генеральная прокуратура России подали в суд иск к изобретателю из Рязани. Об этом сообщает РИА Новости. «В суде зарегистрирован иск Генеральной прокуратуры и Министерства обороны РФ к Герману Владимиру Ильичу»,...

Как отметил президент, атомная промышленность обладает уникальным потенциалом и поистине неисчерпаемыми возможностями

Фото: Артем Пряхин/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин призвал в полной мере задействовать атомный потенциал для модернизации экономики и обеспечения обороноспособности страны. Как сообщает РИА Новости, с этим призывом глава государства обратился к участникам заседания,...

Новые разработки – это результат создания новых материалов, отметил глава государства на Форуме будущих технологий 

Фото: http://kremlin.ru

Боеголовки на новейших российских ракетных системах «Орешник» выдерживают температуру, равную температуре на поверхности Солнца. Об этом в пятницу, 21 февраля заявил в ходе своего выступления на пленарной сессии Форума будущих технологий...

В 2024 году хакеры нанесли россиянам ущерб на 200 миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Фото: Fernando Gutierrez-Juarez/dpa, globallookpress.com

Полмиллиона россиян пострадали в 2024 году от уголовных хакеров. Совокупная сумма ущерба составила 200 млрд рублей — с ростом к предыдущему году на 36%. Такие цифры привел заместитель министра внутренних дел РФ...

Это беспилотники, которые состоят из рамы и нескольких дронов поменьше

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Участвующие в специальной военной операции (СВО) на Украине российские военнослужащие начали применять беспилотные летательные аппараты (БПЛА), собранные из нескольких дронов. Об этом сообщает американское издание Forbes. В статье журнала говорится,...

По его словам, SpaceX могла отправить корабль Dragon еще полгода назад, но администрация экс-главы США отказалась давать на это разрешение 

Фото: © NASA, globallookpress.com

Американские астронавты, застрявшие на Международной космической станции (МКС), могли вернуться на Землю еще полгода назад, однако этому помешали действия администрации предыдущего президента США – Джо Байдена. Об этом в четверг, 6 марта...

Это происходит «из-за несоблюдения элементарных требований по защите информации», отметили в спецслужбе

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Службе безопасности Украины (СБУ) и украинская военная разведка получают информацию о российских военных по причине несоблюдения элементарных требований о защите данных. Об этом, как передает РИА Новости, сообщили в Федеральной службе безопасности...