Но нас это по-своему порадовало: выходит, белокаменная стоит на сверхнадежном основании? Москвичам на этот счет можно не беспокоиться.
- Мы сейчас как бы видим планету, - глобально прикидывает сопровождающий нас горный мастер СМУ-8 Мосметростроя Александр Блажеев, - такой, какой она была миллионов десять лет назад.
- И что же здесь тогда росло и бегало?
- Ничего не нашли. Ни моллюсков, ни ракушек, ни косточек динозавров, ни отпечатков их следов.
Грустно и тихо, судя по всему, было в нынешнем ревущем центре столицы в те далекие доисторические времена. Хотя, когда метростроевцы только начинали копать, открытий хватало. Попали, например, в какую-то подземную реку, которая медленно несла свои напичканные песком и глиной воды куда-то в сторону Кремля. Пришлось все это месиво по особой технологии замораживать. И штурмовали глубины, одевшись потеплее, в эдаком гигантском ледяном стакане диаметром под 9 метров. Находили еще под площадью черные бревна и кирпичную кладку.
- Это, видимо, следы построек 30-х годов прошлого века, - поясняет мастер. - К нам регулярно наведывались археологи - у нас с ними, как обычно в таких случаях, договор заключен. Специалисты смотрели, проверяли - пусто. А вот как-то в Минске, когда там метро копали, нашли клад золотых и серебряных монет. Сам тому свидетелем был. Проходчики стали собирать, а минут через пять (и как только узнали?) примчались в тоннель милиционеры...
- Александр, ты лучше об этом не рассказывай, - одергивает товарища заместитель главного инженера СМУ-8 Александр Кормушин. - А то еще такое напишут...
Горный мастер сделал паузу, но потом все-таки решил поделиться еще одним секретом.
- Слышал, что где-то здесь рядом бункер Сталина. Находится он на недостроенной станции метро. Даже название у нее было.
Мы, конечно, прикинули, где это подземное чудо может быть.
- А правда, что под Москвой проложены какие-то секретные тоннели?
Горный мастер замялся и сказал, что ничего про них не слышал. Начальник участка Накип Файзрахманов решил ничего не скрывать и рассказал такую историю:
- Когда копали под Манежной площадью, экскаватор наткнулся, сам тому был свидетель, на железобетонный тоннель. Машинист даже не сразу понял, что это такое: ковшом скребет по оболочке - раз, другой. Потом то место быстренько огородили и засыпали. Что было дальше, не знаю.
С разговорами мы подошли подземными проходами почти к самой станции "Маяковская" - с той стороны, где будет новый выход. Проделали маршрут в 300 метров как будущие пассажиры. Разумеется, пока без всякого комфорта. Спускаясь по железным лесенкам, обходя вагонетки с породой, пытаясь уклониться от потоков воды, которая хлещет из всех дырок. В строящихся тоннелях всегда так: сплошная осень или весна - кому как больше нравится. Температура постоянная - и летом и зимой 8-10 градусов тепла. Спасибо хозяевам, которые дали нам для прогулки резиновые сапоги и защитные куртки. Осталось нам подняться наверх - метров на двадцать. И оказались бы мы на платформе "Маяковская". Но этого тоннеля еще нет. Прокопали только половину.
Рвутся к "Маяковской" шахтеры Вахтанг Гамхиташвили и Гоча Шаманадзе, приехавшие на заработки из Тбилиси, Сергей Глагольев. Они буром дырявят в "железном" известняке отверстия, а потом выбивают ослабевшую породу отбойными молотками, кусочек за кусочком.
- А если попадется подземное карстовое озеро, что тогда?
- Мы на все такие случаи предусмотрели соответствующие меры, - успокаивает горный мастер. - Ну, ежели хлынет вода или что-то неожиданное вывалится...
- Что же тогда?
- Бежать, и как можно быстрее.
Этот совет бывалого метростроевца мы с ходу усвоили.
А новый вход-выход "Маяковской", как обещают в СМУ-8, откроют уже в ближайшем сентябре - к Дню города. И добавляют: если ничего такого не случится...