Главная Культура 00:06 27 Декабря 2017 11846
Три секунды и оставшаяся жизнь

Завтра на экраны большим тиражом выходит спортивный блокбастер «Движение вверх». Но громкая премьера обрадует не всех…

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

По своему драматизму и накалу этот поединок, возможно, не имеет равных в истории мирового спорта. Ведя весь матч с отрывом в 5-10 очков, советская сборная под конец игры умудрилась растерять преимущество и за три секунды до финального свистка проигрывала американцам одно очко. Все решили те самые три секунды, за которые, по уверению тренера Владимира Кондрашина, можно выиграть матч и опять его проиграть. Проиграть не получилось. Выиграть удалось. Точный пас через всю площадку Ивана Едешко, взлет вверх Александра Белова, бросок — и вечно вторая сборная СССР становится чемпионом мюнхенской Олимпиады 1972 года...

Эта мистическая, «иррациональная победа», осененная благословением Бога, как написал о ней впоследствии участник мюнхенской виктории, баскетболист Сергей Белов (повезло советской сборной на Беловых), что называется, просилась быть экранизированной. Особенно после триумфального успеха фильма «Легенда № 17», который доказал, что спорт на экране — не только в жанре документальной телетрансляции — может быть увлекательным и духоподъемным зрелищем.

Надо ли удивляться, что за постановку нового спортивного блокбастера опять взялась студия Никиты Михалкова «ТРИТЭ». Сценарий (при участии Андрея Курейчика) написал Николай Куликов, который уже отличился на «Легенде № 17». Основой для создания фильма послужила мемуарная книга «Движение вверх» уже упоминавшегося Сергея Белова, который не только рассказал о своем восхождении на спортивный олимп, но буквально посекундно вспомнил и заново пережил все перипетии того легендарного поединка.

От печки, то есть от баскетбольного щита, и решили плясать авторы фильма. Режиссер Антон Мегердичев, получив предложение продюсеров, по его собственному признанию, раз 500 посмотрел запись матча. В итоге он проникся любовью к этому красивому, динамичному виду спорта и захотел передать свое восхищение будущим зрителям. И, думается, стократно прав один из продюсеров фильма Леонид Верещагин, утверждая, что так выразительно, ярко, размашисто баскетбол в мировом кино еще не был показан.

Соленый пот тренировок и вдохновенная красота комбинаций. Азарт стремительных атак и игра на пределе человеческих сил. Сладость тяжелых побед и горечь необъяснимых поражений. Немолчный гул трибун и звенящая тишина перед решающим штрафным броском: Все это зритель, даже весьма далекий от спорта, увидит, поймет и буквально кожей, порами прочувствует, впитает по ходу течения (нет, стремительного движения) этого напряженного, захватывающего фильма.

Финальная треть «Движения вверх», которая, по сути, являет собой художественную реконструкцию мюнхенского поединка, снималась сразу шестью (!) операторскими командами. «Я никогда не видел, даже работая в Америке, так много камер, — признается исполнитель роли тренера советской сборной Владимир Машков. — Они летали над нами, ездили под нами, бегали за нами, окружали нас, подглядывали со стороны...»

Словом, с баскетболом в фильме все на высшем уровне. Но для игрового фильма этого все-таки мало. Нужны яркие характеры, увлекательные житейские истории, точные бытовые зарисовки. В мемуарах Сергея Белова они присутствуют, но зачастую в беглых, эскизных набросках. Их надо было развернуть в полноценные сцены, перевести в драматургию, в пластику кинематографического письма. И здесь авторам фильма тоже многое удалось.

Взрывные, смешливые, компанейские грузины Коркия и Саканделидзе. Немногословный, себе на уме литовец Паулаускас, которого авторы зачем-то сделали антисоветчиком, хотя и раскаявшимся. Плохо видящий без очков, полагающийся больше на интуицию, чем на подслеповатые глаза казах Жармухамедов. Простой как правда белорус Едешко. Гиганты-русаки — неутомимый работяга Сергей Белов и «баскетбольный Моцарт» Александр Белов, проживший на свете всего 27 лет...

Эти и другие знаменитые спортсмены обрисованы в фильме не то чтобы объемно, но в достаточной мере, чтобы возник прекрасный в своей цельности коллективный портрет команды, спаянной одной великой мечтой: вопреки скепсису спортивных функционеров, наперекор своим собственным сомнениям одолеть несокрушимую американскую команду, которая не знала поражений на Олимпийских играх 36 лет подряд! Этой гегемонии, казалось, и дальше не будет конца, пока за дело не взялся новый тренер сборной СССР, великий Владимир Кондрашин, сменивший на этом посту великого Александра Гомельского.

Владимир Машков, наш лучший актер вот уже на протяжении четверти века, играет Кондрашина сильно, раскованно, рискованно, страстно — во всю мощь своего харизматичного дарования. Он не боится показать своего героя мужиковатым, жестким, властным, грубым, но и растерянным, мятущимся, ранимым. И — неизменно верящим в свою звезду, в победу. Безусловно, роль Кондрашина — одна из лучших работ Машкова за всю его кинокарьеру. Тем более странно слышать по ходу фильма, что он играет некоего Гаранжина. Но сборную СССР, в которой блистали перечисленные выше баскетболисты, тренировал и привел к победе именно Кондрашин. Что за белиберда?

Оказывается, авторы фильма, всесторонне готовясь к съемкам, совершили, как мне кажется, серьезный этический, а возможно, и юридический промах: с непосредственными участниками событий они почему-то стали встречаться после того, как сценарий был уже написан. Кто-то сразу поддержал этот амбициозный проект. Иван Едешко поначалу был настроен резко против, но в результате принял окончательную версию фильма и даже стал его неутомимым пропагандистом.

А вот Александра Овчинникова, вдова Александра Белова, сама в прошлом знаменитая баскетболистка, чемпионка мира, а также вдова и сын Владимира Кондрашина оскорбились бестактным, основанным на выдумках, как они утверждают, кинематографическим вторжением в частную жизнь их семей. Да и в спортивной части будущего фильма они обнаружили немало несообразностей. В частности, нелепую сцену, в которой игроки сборной СССР проигрывают матч «на интерес» (икра против долларов) какой-то американской дворовой шпане. В итоге «несогласные» подали иск в суд, требуя изменений в сценарии. Но паровоз уже летел на всех парах, его было не остановить...

В результате этих так и не завершенных на сегодняшний день судебных тяжб авторы фильма поменяли у некоторых ключевых героев «Движения вверх» фамилии, чем, по-моему, усугубили проблему. Ибо теперь на экране как бы реальный Александр Белов, считавший Кондрашина своим вторым отцом, тренируется под руководством некоего Гаранжина, которого не существовало в природе, и проводит ночь любви с какой-то, получается, посторонней Екатериной Свешниковой, а не со своей невестой Александрой Овчинниковой. Для знатоков и любителей баскетбола это будет, конечно, шоком и нонсенсом.

Другое дело, что фильм адресован массовой зрительской аудитории, которая обычно не вникает в такие тонкости. И, скорее всего, лихо снятый, крепко сшитый фильм эту аудиторию найдет, убедит и победит ее. Как в целом убедил и захватил он, в конечном счете, меня. Но осадок от этой странной истории, в которой родственники Александра Белова и Владимира Кондрашина почувствовали себя совершенно беззащитными перед сокрушительной кинематографической машиной и перед нашей неповоротливой Фемидой, у меня тоже, увы, останется.

Кстати

Еще одну блестящую олимпийскую победу сборная СССР одержала на Играх в Сеуле 1988 года, когда одолела в полуфинале американцев со счетом 82:76, а в финале и сборную Югославии, которой в начале матча проигрывала 12:24...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 29800
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13505
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7730
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4735
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...