
Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен.
Еще в 2016 году в заметке «Закусочная по имени «Ленфильм»?» в «Труде» общественность удивлялась дерзким планам киностудии строить филиалы и парк развлечений с миллионами посетителей к 2020 году. В ответ на ту публикацию гендиректор Эдуард Пичугин подал в суд на газету, автора и нашего эксперта продюсера Андрея Сигле. Процесс истец с треском проиграл в трех инстанциях. Полиция Петербурга также отказала в требовании гендиректора возбудить уголовное дело против автора статьи. Никакой клеветы в статье следствие не обнаружило, установив, что «изложенные в статье факты соответствуют действительности и не затрагивают личных и деловых качеств гражданина Пичугина».
Но это был еще не конец фильма. В том же году Счетная палата проверила расходование кредита в 1,53 млрд рублей, полученных «Ленфильмом» под госгарантии на модернизацию киностудии, и пришла к выводу, что студия в установленные сроки не укладывается. И что кредитование осуществлялось без анализа финансового состояния «Ленфильма».
К 2020-му долги «Ленфильма» составляли уже 2,3 млрд. Тогда же врио гендиректора стала кинопродюсер Инесса Юрченко. Это дало надежду на возрождение легендарной киностудии, но... Что-то пошло не так (что именно, общественность так и не узнала), и через полгода после назначения Юрченко покинула «Ленфильм». Тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский ситуацию не комментировал — у нас же так принято, особенно в отношении руководителей знаковых учреждений культуры. Гендиректором «Ленфильма» стал Федор Щербаков, работавший прежде на Первом канале, в «Интерфаксе», в аппарате правительства и Администрации президента.
На совещании осенью 2021 года вице-премьер Татьяна Голикова обсуждала с министром культуры Ольгой Любимовой, председателем совета директоров АО «Киностудия «Ленфильм» Федором Бондарчуком, вице-губернатором Санкт-Петербурга Борисом Пиотровским и новым гендиректором пути развития студии. Ольга Любимова делилась: «Мы не ждем в ближайшие два года блокбастеров, масштабных картин. Мы хотим, чтобы молодые ребята могли трудиться, развиваться, реализовываться на родной киностудии». Татьяна Голикова заявила о 100% финансирования дебютных картин, а Федор Щербаков отрапортовал: «Удалось обнулить долги и перезапустить производство».
В июле 2023-го, вновь посетив киностудию, министр Любимова отметила, что ведущая киностудия страны переживает новый этап развития. А вице-губернатор Борис Пиотровский не скрывал восторга: «На глазах расцветает «Ленфильм», формируется новое культурное пространство, открытое для горожан и гостей города. Исторические павильоны, где снимались главные русские и советские киноленты, преображаются при соблюдении жестких правил охраны памятников. Все это происходит благодаря команде, знающей и любящей кино и наш город!»
И вдруг скандал: в октябре 2023-го директор «Ленфильма» скрылся в Турции. Улетел в Стамбул и не вернулся. «Произошел необъяснимый катаклизм», как пел Высоцкий. В феврале 2024 года Щербакову было предъявлено обвинение в особо крупном вымогательстве. По версии следствия, он курировал телеграм-каналы, которые в обмен на обещание не публиковать компромат вымогали деньги у топ-менеджера «Ростеха». Тверской суд Москвы заочно арестовал экс-директора.
Разумеется, никто очередной скандал не комментировал. И в августе прошлого года новым главой киностудии распоряжением Росимущества был назначен продюсер Эдуард Суворов — помощник гендиректора «Ленфильма» по международным связям. Руководить киностудией Суворов должен был в течение трех лет. «Это большая честь — возглавить киностудию в год 110-летия. Своей задачей я вижу снимать кино. Продолжать то, что начато до меня, развивать киностудию», — объявил Суворов.
Но не успел новоиспеченный гендиректор ступить на скользкую тропу развития, как спустя три месяца гендиректором стала Надежда Андрющенко, на тот момент глава службы безопасности «Ленфильма». Пятый директор студии за последние пять лет в киноиндустрии пока никак себя не проявила. Росимущество утверждает, что она опытный специалист в области антикризисного управления и экономической безопасности. И что ей поручено «разработать программу финансового оздоровления предприятия, решить ряд важных производственных и организационных задач, обозначить новые векторы развития «Ленфильма» как одного из основных российских кинопредприятий».
Как, опять?! Здрасьте, приехали. На этом фоне сообщения о новых исках к «Ленфильму», включая иск от самого Росимущества, уже не удивляют. Годами киностудию преследуют судебные тяжбы с поставщиками и подрядчиками. Очередной банкротный иск к «Ленфильму» подала небольшая ростовская торговая компания. Она уже судилась со студией. В декабре прошлого года суд постановил взыскать с «Ленфильма» задолженность в 5 млн рублей и полмиллиона процентов за пользование чужими финансами. Киностудия просила дать отсрочку на оплату долга, ссылаясь на материальные трудности, которые подтвердил в своем решении арбитражный суд: «АО «Ленфильм» находится в тяжелом финансовом положении, и руководство киностудии принимает экстренные меры по привлечению доходов от использования фильмов». Новый иск от 14 января составляет чуть более 6,1 млн рублей. Плюс к этому рассмотрение иска Росимущества о взыскании не названной пока суммы назначено на март. Прибыльной для киностудии за все эти годы оказалась лишь продажа недвижимого имущества — в 2020 году «Ленфильм» продал земельный участок за 1,5 млрд на улице Тамбасова. Теперь там строится ЖК под названием «Киноквартал».
Ходят слухи о том, что «Ленфильм» могут передать в полное или частичное управление правительству Петербурга. Но почему кому-то кажется спасением смена одного госсобственника на другого? Может, хватит уже надувать щеки и называть черное белым? Заклинания о месте силы на Каменноостровском проспекте, где еще стоят павильоны прославленной когда-то кинофабрики, тоже не помогли. Похоже, проблемы с финансированием — лишь отображение тех печальных процессов, которые происходят тут в области идей и художественного творчества.
На днях фильм Германа-младшего «Воздух» (а это самый что ни на есть «Ленфильм») получил шесть «Золотых орлов», включая награду за лучший фильм, а ранее относительно неплохо прошел в прокате и даже что-то заработал. Однако «Воздух» — один из немногих относительных успехов «Ленфильма».
Такой ли уж этот «катаклизм» необъяснимый? И, кстати, что думает об этом Федор Бондарчук, руководящий советом директоров АО «Киностудия «Ленфильм» с 2012 года? Ах, он уже не руководит. Оказалось, министр культуры подписала его отставку еще в декабре, хотя известно нам об этом стало только на днях. И даже гендиректор Андрющенко узнала об этом из прессы. Отрапортовав напоследок о значительных успехах «Ленфильма» под его руководством, Бондарчук удалился руководить другими студиями. Ну что, молодец.
Вопрос на засыпку
Как вывести из долгосрочного кризиса киностудию, где созданы такие ленты, как «Чапаев», «Гамлет», «Свадьба в Малиновке», «Дикая собака Динго», «Человек-амфибия», «Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать дней без войны», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собачье сердце», «Республика ШКИД», «Полосатый рейс», и другая киноклассика? Ответа так и не появилось.