В среду, 25 ноября, в подмосковном Ново-Огарево состоялась знаменательное событие. Президент России Владимир Путин провел встречу с главой крупнейшей нефтяной компании страны НК «Роснефть» Игорем Сечиным, на которой последний поведал о начале практической реализации проекта «Восток Ойл».
Это уже четвертая встреча Путина и Сечина в 2020 году. В феврале руководитель «Роснефти» рассказал президенту о планах реализации проекта «Восток Ойл», на следующей встрече, в мае, поведал о бурении первой поисково-разведочной скважины на Западно-Иркинском лицензионном участке, входящем в проект. В августе Сечин доложил уже о первой добытой нефти на проекте, которая по своим качествам превосходит ближневосточные аналоги и эталонную Brent. Плотность этой нефти — 0,826 грамма на кубический сантиметр, содержание серы — 0,02%. Благодаря этим потрясающим характеристикам эксперты Argus оценивают премию на баррель проекта «Восток Ойл» в размере 10-12 долларов.
В начале встречи глава «Роснефти» поблагодарил президента за поддержку проекта «Восток Ойл» и за предоставленные инвестиционные стимулы для развития инфраструктуры. «Это позволило создать эффективную экономическую модель. И сейчас я вам с большим удовольствием докладываю о начале практической реализации проекта», — заявил Сечин.
Проект «Восток Ойл» включает в себя Ванкорский кластер (15 мес-торождений, крупнейшие из которых — Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское), Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений (принадлежит партнеру «Роснефти» по проекту — «Нефтегазхолдингу») и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Подтвержденная ресурсная база проекта составляет 6 млрд тонн жидких углеводородов.
«Для сравнения: ресурсная база всей формации Permian (крупнейшего сланцевого региона) в Соединенных Штатах — 6,3 млрд тонн, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Только следует понимать, что плотность запасов там — 0,1, млн барр. н. э. на км2. В случае же с проектом «Восток Ойл» этот показатель составляет 17 млн барр. н. э. на км2. Неудивительно, что проект сверхпривлекателен для инвесторов. А ведь нефтегазовая отрасль сейчас явно недоинвестирована, и реализация данного проекта может в корне изменить ситуацию».
Ранее в ноябре уже стало известно, что один из крупнейших мировых нефтетрейдеров Trafigura планирует приобрести 10% в «Восток Ойле». При этом на сегодня потенциал поставок нефти проекта на сырьевые рынки оценивается в 30 млн тонн в 2024 году и в 100 млн тонн — в 2030-м, а уникальное географическое расположение проекта позволит поставлять нефть по Северному морскому пути как на традиционные европейские, так и на азиатские рынки. Таким образом, «Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по Северному морскому пути. Для доставки нефти будут использоваться танкеры ледового класса, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда».
В настоящее время на проекте «Восток Ойл» проводятся геологоразведочные работы по подготовке ресурсной базы. Определены места для размещения первоочередных кустовых площадок для эксплуатационного бурения — их на первом этапе будет до 150. Готовится площадка для установок сбора и подготовки нефти. Кроме того, в рамках проекта «Роснефть» собирается строить магистральный трубопровод протяженностью 770 км и порт в бухте Север. В данный момент завершены проектно-изыскательные работы. Первая очередь сооружений позволит обеспечить добычу, транспортировку и перевалку до 50 млн тонн нефти в год, вторая расширит возможности до 100 млн тонн в год.
«Роснефть» приступает к полномасштабному освоению месторождений на Таймыре, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Это будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам компании KPMG, эффект от «арктических» инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение«.
Для обеспечения энергетических потребностей проекта «Роснефть» заключила соглашение с «Интер РАО» на комплекс работ по проектированию и строительству объектов энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3,5 тысячи километров линий электросетей.
Также «Роснефть» рассматривает возможность использования как попутного нефтяного газа (ПНГ), так и энергии ветра для энерго-снабжения «Восток Ойла». По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, север Красноярского края — это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. «Он сопоставим с такими регионами, как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно, это одно из основных направлений энергоснабжения проекта», — добавил он.
По мнению многих экспертов и аналитиков, с экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. «Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойла» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это очень хороший показатель, ведь, по данным Wood Mackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг», — рассказал Валерий Андрианов, старший консультант WMT Consult.
Для «Восток Ойла» компания планирует приобрести до 100 буровых установок отечественного производства. Эти станки оснащены современной системой геопозиционирования и геонавигации, что повышает скорость, эффективность и точность бурения, снижает аварийность, они в два раза меньше обычных, что снижает капитальные затраты на создание куста примерно на треть. Также буровые исполнены в арктическом варианте, защищены от ветра. Конструкция уже испытана при бурении скважины Западно-Иркинского участка.
Также для поставки на проект автомобильной, крановой и специальной техники «Роснефть» продлила с КамАЗом долгосрочный контракт. На первом этапе «Восток Ойлу» потребуется 2,5 тысячи техники, в дальнейшем потребность может возрасти до 6 тысяч единиц. Для обслуживания этой техники в рамках проекта планируется создание специализированных сервисных центров. Кроме того, с компанией «Ростех» обсуждена возможность поставки авиатехники. На первом этапе с учетом уже имеющегося в компании парка дополнительно потребуется до 50 новых вертолетов.
Наконец, для обеспечения потребностей проекта ведутся переговоры на поставку 6 млн тонн труб различных диаметров для магистральных и внутрипромысловых трубопроводов, а также буровых и обсадных труб. «Это даст дополнительную нагрузку для наших металлургов, для производителей трубной продукции до 20% плюсом», — отметил Игорь Сечин.
«Роснефть» является одним из крупнейших потребителей трубной продукции. «Потребность в трубах различного диаметра у проектов компании в Восточной Сибири оценивается на уровне 100-200 тысяч тонн ежегодно. Плюс реализация проекта «Восток Ойл» предусматривает создание свыше 770 км магистральных и 7000 км внутрипромысловых трубопроводов. Наличие собственного производства способно закрывать эту потребность практически полностью, что окажет значительный положительный эффект на экономику проекта», — говорит директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
«Восток Ойл» создаст значительное количество дополнительных рабочих мест. Для обустройства месторождений «Восток Ойла» будут привлечены более 400 тысяч человек. Из них порядка 130 тысяч — сотрудники и подрядчики «Роснефти». Для размещения персонала на промыслах будет построено 15 вахтовых промысловых городков.
Как отметил Игорь Сечин, «Восток Ойл» обеспечит огромную синергию для промышленности России. Для организации вывоза продукции на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. В целом для реализации проекта планируется построить 50 судов различных классов, в том числе танкеры, газовозы, суда обеспечения.
Глава «Роснефти» подчеркнул, что судоверфь «Звезда» — это не просто самая современная верфь России, но и целый производственный комплекс. Сечин доложил Владимиру Путину о завершении строительства сухого дока — одного из ключевых объектов «Звезды». На этом уникальном гидротехническом сооружении сейчас завершаются пуско-наладочные работы.
Длина сухого дока составляет 485 метров, ширина −114 метров, глубина — 14 метров. Президент отметил, что это самый большой сухой док. На текущий момент выполнено бетонирование стен и днища дока, заканчиваются работы по устройству сервисных галерей. Ведутся работы по монтажу оборудования основного сооружения дока — главной насосной станции. Смонтирован второй кран «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн, изготовлены и доставлены на строительную площадку башенные краны, поставлен на штатное место батопорт — плавучий затвор дока.
Сегодня в портфеле заказов «Звезды» 53 судна. Это технологически сложные суда, преимущественно высокого ледового класса: суда снабжения, научно-исследовательские суда, ледоколы, арктические челночные танкеры, «зеленые» танкеры класса «Афрамакс», суда-газовозы. На верфи заложен атомоход «Лидер», который не имеет аналогов в мире. Он поведет за собой караваны судов и обеспечит круглогодичную загрузку Северного морского пути.
Дополнительную синергию проекту обеспечит строительство металлургического завода на судоверфи «Звезда» мощностью 1,5 млн тонн. «В качестве наиболее целесообразного месторасположения выбрана бухта Суходол, которая находится близ бухты Большой Камень, где расположена «Звезда». На новом производстве будут работать порядка 1,5 тысячи человек», — рассказал президенту глава «Роснефти».
Завод будет производить стальной лист и трубную продукцию. С учетом того, что порядка 330-350 тысяч тонн в год сама верфь будет перерабатывать, и новые потребители в регионе также могут воспользоваться этими мощностям, отметил Сечин. При этом предварительная стоимость проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.
По словам старшего аналитика WMT Consult Валерия Андрианова, строительство таких беспрецедентных объектов, как ледокол «Лидер», в качественном отношении критически важно. В России сталь для такого судна есть. Однако с европейской части стальной лист такого размера по железной дороге не доставить, поскольку его ширина потребует модернизации вагонного парка РЖД.
«Транспортировка морем предполагает огромное транспортное плечо и соответствующие затраты. Закупки с азиатских рынков несут в себе, во-первых, валютные риски, а во-вторых, геополитические. Кроме того, не всякую сталь можно купить за рубежом. По качеству российский лист значительно превосходит западные аналоги. Поэтому наличие собственного металлургического завода — жизненная необходимость для «Звезды», — пояснил Андрианов. «Доля судовой стали в себестоимости танкера составляет от 10 до 15% в зависимости от ледового класса. Наличие собственного производства позволит существенно сократить затраты, а значит, и стоимость конечной продукции».