Конкурс на одно место доходил до 30–50 человек. По мнению абитуриентов 2009 года, управление — одна из самых перспективных специальностей. С молодежью согласны и эксперты рынка труда.
Главный показатель уровня абитуриентов — средний балл — был в районе 75. А это значит, что в каждом сертификате единого государственного экзамена у абитуриента, штурмующего менеджмент, было 70–80 баллов.
Для сравнения: многие поступающие на инженерные и технические специальности имели в активе по 50–60 баллов по каждому предмету.
Несложный выбор
Что же так привлекает абитуриентов в этой специальности?
По мнению чиновников, это объяснить достаточно просто.
«В 17 лет ребята уже представляют сферу своей деятельности, но вряд ли готовы определиться с конкретным технологическим процессом, в котором они будут принимать участие», — пояснил на заседании коллегии Минобрнауки директор департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко.
«Когда ты не знаешь, чем точно хочешь заниматься, лучше выбрать менеджмент», — соглашается с чиновником студентка
Менеджер поневоле
Этой весной Марина, как и все одиннадцатиклассники, столкнулась с проблемой выбора. Училась она неплохо, и все предметы, математику, русский, обществознание и английский язык, сдала более чем на 70 баллов.
Однако чем конкретно заниматься в жизни, девушка так и не решила.
«Тогда я воспользовалась методом „от противного“. Физику и математику не очень люблю, значит, не быть мне инженером. Сочинения пишу плохо — не светит ни журналистика, ни филология. Крови боюсь, химию не люблю — не судьба быть и медиком», — рассуждает Марина. Юриспруденция казалась слишком скучной, экономика — слишком научной. И внезапно пришло озарение — вперед, на менеджмент.
Сейчас девушке очень нравится учиться, и она полагает, что сделала верный выбор.
«Ещё один безусловный плюс менеджмента в том, что потом ты можешь выбрать более узкую специализацию», — говорит Марина. Например, управление персоналом, финансовый или инвестиционный менеджмент.
Выбор управленца
Во вступительную кампанию 2009 года выделилось пять вузов, куда на менеджмент поступали абитуриенты с высокими баллами.
Это Высшая школа экономики, Финансовая академия при правительстве РФ, Российский государственный университет нефти и газа им.
Там был не только высокий средний балл, но и достаточно серьезный проходной. В эти вузы не смогли бы поступить ребята, которые имеют ниже 70 баллов за единый государственный экзамен.
В других высших учебных заведениях тоже был высокий средний балл, но достаточно низкий проходной. А это значит, что на факультет прошли слабые ребята. И их, скорее всего, добирали, чтобы окончательно забить бюджетные места.
Такая ситуация, например, в МАИ, где средний балл был 73, а проходной — 42. Значительное различие, не правда ли? На факультет попали ребята с совершенно разным уровнем подготовки.
Скорее всего, после первых экзаменов эти учащиеся будут отчислены или серьезно возьмутся за собственное образование. А иначе вуз выпустит слабых специалистов.
Пятерка лучших
Почему среди всех вузов так выделилась пятерка высших учебных заведений, куда пришли самые сильные абитуриенты?
Так, на факультете менеджмента в ВШЭ есть отделение логистики. Его выпускники — те же менеджеры, только с дополнительными знаниями об управлении цепочками поставок. А значит, они имеет конкурентные преимущества на рынке труда. И им проще трудоустроиться. Кстати, средний проходной балл на
А по данным рекрутинговых агентств, в логистике не хватает профессионалов. И такие менеджеры будут нарасхват.
В Финансовой академии при правительстве РФ тоже своя специфика.
Здесь очень сильная финансовая подготовка. Поэтому
Эти специалисты нужны и в кризис: они прекрасно разбираются в процедурах банкротства или, наоборот, могут быть хорошими антикризисными управляющими.
Во Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ уделяется внимание иностранным языкам. Даже в дипломе у выпускников здесь написано «менеджер со знанием иностранного языка». А в программу входят предметы, позволяющие больше узнать о международном праве и организации работы в иностранных компаниях.
Российская экономическая академия уже так давно готовит менеджеров, что выпускники по этой специальности есть и среди министров, и среди известных предпринимателей.
Получить образование в пятерке лучших вузов для менеджеров — недешевое удовольствие.
От 124 тысяч рублей в год — обучение в РГУНГ им.
Можно выучиться и за меньшие деньги. Например, на финансовом менеджменте на вечернем отделении Финансовой академии. Обучение там стоит почти 150 тысяч рублей в год. И, главное, можно совмещать учебу с работой.
Брат экономики
Из всех специальностей менеджмент ближе всего к экономике. Во многих вузах две эти специальности даже находятся на одном факультете, а ребята получают диплом
Экзамены тоже почти всегда одинаковые. Обязательно — результаты единого госэкзамена по русскому языку и математике. И третий предмет в зависимости от вуза — обществознание или иностранный язык.
В некоторые вузы сдают дополнительный экзамен. Например, во Всероссийской академии внешней торговли абитуриенты, которые хотят поступить на менеджмент, сдают математику.
А на некоторых факультетах, например на менеджменте в ВШЭ, придется сдавать даже четыре результата ЕГЭ.
«В менеджменте больше управленческих дисциплин», — говорит декан факультета экономики и управления РГУНГ им.
Для этой специальности, как и для всех остальных в системе высшего образования, существует свой госстандарт. Согласно ему большая часть предметов во всех вузах должна быть одинаковая.
Например, здесь есть блок общеобразовательных предметов — математика, английский язык, философия, история, информатика. Экономический блок — мировая экономика, экономическая теория. И профильные предметы — менеджмент организации, организация бизнеса, управление человеческими ресурсами и так далее.
Однако практически каждый вуз добавляет свои предметы. В Университете нефти и газа это, к примеру, технология нефтегазового производства. Выпускник данного вуза должен знать, как добывается, перерабатывается и доставляется нефть.
«Обезличенные менеджеры никому не нужны. Мы готовим специалистов для нефтегазового сектора», — говорит Александр Андреев. И добавляет, что 95% выпускников устраиваются на работу в компаниях этой отрасли.
Зарплаты
Сколько платят выпускникам факультетов менеджмента
- 35 000* ассистент руководителя финансового отдела
- 30 000 менеджер по продажам в нефтехимической компании
- 27 000 сотрудник отдела логистики
- 25 000 ассистент руководителя отдела в банке
- 23 000 младший бухгалтер
- 20 000 сотрудник отдела маркетинга или
HR-отдела вFMCG-компании
*Все зарплаты указаны в рублях
Источник: Kelly Services
Личный опыт
Елена, выпускница
— Я окончила Высшую школу экономики и вижу, что никаких проблем с трудоустройством у выпускников нет. Видимо, для работодателей диплом ВШЭ все же является гарантом качества сотрудника. Иначе как объяснить, что почти все мои однокурсники — а их 75 человек — трудятся в известных компаниях: производящих продукты «Кэдбери» и «Крафт Фудс», консалтинговых Deloitte и PriceWaterhouseCoopers?
Я стажировалась в «Техносиле», Philips и PriceWaterhouseCoopers. В первых двух компаниях — в
Начинала с обзвона потенциальных сотрудников по телефону, проведения простых собеседований.
А потом уже занялась мотивацией персонала.
Конечно, университет дает хорошие базовые знания и, главное, воспитание. Нас как будто готовили для бизнеса. Я не знаю ни одного человека с потока, кто пошел бы работать в государственную компанию или администрацию.
Такая подготовка помогает пройти все испытания при приеме на работу. Наши студенты и выпускники в 90% случаях выдерживают их.
После окончания вуза я могла продолжить работать в кадровом консалтинге и остаться в PriceWaterhouseCoopers. Но потом решила продолжить образование в магистратуре. Совмещать было бы очень сложно.
Сейчас ищу такую работу, чтобы можно было нормально учиться, а не прогуливать постоянно занятия. И, надо сказать, предложений в HR ниже 30–35 тысяч рублей в месяц нет. Так что я пока выбираю. Для сравнения: выпускник без опыта работы может рассчитывать на 15 тысяч рублей.
Вадим, выпускник Финансовой академии, начальник кредитного отдела в банке:
— Я начал свою карьеру банкира шесть лет назад на третьем курсе факультета менеджмента Финансовой академии. Тогда мне, студенту, живущему в общежитии, банально нечего было кушать. Но я не пошел работать в магазин или в «Макдоналдс», а отправился прямиком в банк.
В одном из банков, в каком — не скажу, так как начальник отдела кадров действовал на свой страх и риск, мне удалось найти работу.
Моих работодателей умилило то, что я такой молодой, из «Финки», да и ещё и не москвич, а с Красноярска. И меня взяли валютным кассиром. Как известно, на этой должности без специальной «корочки» не работают, поэтому в банке меня отправили на обучение за их счет.
Работал я в свободное время, в результате чего у меня не было выходных. Зато я получал около 8 тысяч. Тогда это казалось огромными деньгами.
После года работы в банке меня пригласили в кредитный отдел. Там я был сначала простым специалистом, потом заместителем начальника. Потом я ушел в другой банк — уже начальником кредитного отдела.
Сейчас учусь в аспирантуре на бюджете и работаю. Купил квартиру по ипотеке.
Вы удивитесь, но кризис меня не затронул. Хотя пришлось сократить несколько человек. И более того, мне пришлось увольнять их самому.
Поверьте, это было очень неприятно, учитывая, что многие из них были такие же, как я, недавние студенты. Но я им пообещал: как только кризис кончится — позову их обратно.
Сейчас мы вновь набираем людей, и многие соискатели, которые к нам приходят, тоже студенты или бывшие студенты Финансовой академии. Я с удовольствием беру их на работу — знаю, как там учат.
Ольга, выпускница РЭА им.
— Я начала работать на четвертом курсе. К нам в академию пришли представители компании «Юнилевер» и пригласили всех желающих пройти стажировку.
На деле оказалось, что даже устроиться на стажировку в эту компанию очень сложно. Я прошла несколько собеседований и тестов, и меня взяли. Я поработала в нескольких департаментах и остановилась на финансовом.
Работать было очень интересно: частые поездки на фабрики, общение с
Так мне удалось подтянуть английский.
Учебу и стажировку удавалось совмещать. Но в основном я работала летом. Годы в академии позволили мне научиться рассчитывать свои действия. Ведь в иностранных компаниях так: перед тобой ставится задача, и ты должен решить её за определенное время.
В этом году я закончила академию и, несмотря на кризис, была уверена, что найду работу.
Отечественные компании даже не рассматривала — меня интересовали иностранные. Там совсем другое отношение к организации труда.
Я побывала на собеседовании во многих иностранных компаниях, которые почти у всех на слуху. И остановилась на одной, производящей бытовую технику. Название не скажу! Зато открою тайну: в ближайшее время я еду на стажировку в Японию. Пробуду там не менее трех месяцев.