На телеканале «Че!» стартовал очередной, уже пятый по счету сезон реалити-шоу о борьбе с мошенниками. Само название этой программы очень говорящее, в духе «лихих 90-х» — «Решала». Но неужели и слово это, и масштаб проблем не остались в прошлом? Об этом мы решили расспросить самого ведущего шоу Влада Чижова. Он один из самых загадочных и закрытых персонажей на нашем телевидении. Чижов не рассказывает, кто он по исходной профессии и откуда так хорошо знает повадки махинаторов. Уверяет, что на ТВ оказался случайно, а его цель — просто творить добро, помогать людям, попавшим в беду.
— Влад, выручать людей, попавших в беду, можно и на улице, а на ТВ главная задача, да еще в таком долгоиграющем проекте — удивлять зрителя, оставаться ему интересным. Разве не так?
— Стою на своем: наша цель — помочь людям противостоять всяким мошенникам и негодяям. А телевидение позволяет усвоить жизненные уроки большому количеству людей. Так что никакого противоречия здесь не вижу. Телезрители нас смотрят — значит, мы им действительно интересны и полезны. Ну и к тому же мы не стоим на месте: совершенствуются съемочные технологии, мы научились пролезать в такие места и снимать такие вещи, которые раньше были для нас закрыты.
— У «Решалы» прибавилось людей?
— Да нет, мы по-прежнему работаем той же командой — на производстве одной серии заняты 40-50 человек. Но наши камеры теперь «умеют» автономно включаться в нужное время, передавать информацию на большее расстояние.
— А откуда приходят сюжеты новых выпусков?
— Проект этот по сути народный: все, что снимаем, случилось с конкретными людьми. И придумывать ничего не нужно — надо только отбирать сюжеты из сотен писем и постов в соцсетях, приходящих каждый день. Жаль, не можем отреагировать на все запросы — мы не волшебники, случаются и просто неисполнимые просьбы. Но если история может стать показательной для многих зрителей — обязательно беремся!
— А как, собственно, борьба с разного вида мошенниками стала вашей профессией?
— Насчет профессии громко сказано. Основная работа у меня совсем другая. Просто, имея опыт жизни в разных странах (в частности, во Вьетнаме) и наблюдая в быту большое количество махинаций, я завел у себя в соцсети паблик, где отвечал на разные вопросы.
И увидел, что количество моих посетителей растет день ото дня. Значит, людям это нужно и важно? Когда проект набрал обороты, люди из телевизора сами ко мне пришли и предложили сделать регулярное реалити. И вот мы его делаем уже пятый сезон. И актуальности оно ничуть не теряет — то, что сейчас творится рядом с нами, напоминает беспредел 90-х.
— По-моему, вы преувеличиваете — где мы с вами и где 90-е.
— Ничуть! Наоборот, как это ни дико звучит, раньше в криминале существовал определенный кодекс, воровские правила — что можно, чего нельзя. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Это сейчас я такой взрослый и солидный, а в юности сам прошел двор, улицу, гопничество. Но тогда у воров и жуликов считалось неприличным брать последнее, обижать немощных стариков. Помню, в конце 80-х украли ордена у пенсионера — так этих подонков нашли и наказали свои же. Но сейчас такое творится, что без ужаса и отвращения смотреть нельзя. Сидят на телефоне или у компьютера прыщавые уроды и творят зло дистанционно и безнаказанно, не разбираясь, кто их жертвы. Такие спокойно оберут до нитки и мать-одиночку, и старика, доживающего на нищенскую пенсию. Поколение, выросшее на компьютерных играх, продолжают играть в работу, в любовь, в криминал. Гниль! Очень хочется, чтобы нашу передачу смотрело как можно больше молодежи. Чтобы молодые люди не считали этих уродов героями.
— Во всем мире действуют одни и те же мошеннические схемы или есть такие, что процветают именно в нашей стране?
— И в Америке, и в России у людей похожие проблемы. Но менталитетом они здорово отличаются. Мы более открыты: обвести вокруг пальца нашего человека порой ничего не стоит. Скажем, огромное количество брачных аферистов паразитирует на одиноких, ищущих любви и тепла женщинах. Другие зарабатывают на наивном желании бедного человека разбогатеть одним махом, точнее, одним кликом. Все эти электронные кошельки, фокусы с криптовалютой — Поле Чудес из сказки про Буратино, где редко что вырастет, чаще тебя надуют. Я человек опытный, но и меня порой оторопь берет, с какой легкостью нормальный с виду гражданин передает аферистам деньги, документы на недвижимость, банковские сведения. А потом льет слезы.
— С моим другом неделю назад случилась история: позвонили якобы сотрудники банка, сообщили, что в разных городах России зафиксированы попытки снять с его счета средства, которые можно вернуть, но для этого нужно перевести некоторую сумму. Топорная придумка, но приятель, юрист с двумя дипломами, собственноручно перевел мошенникам крупную сумму...
— Это весьма распространенная схема, срабатывающая на внезапности и угрозе потери крупных накоплений. Люди просто не успевают одуматься. Причем звонят жулики чаще всего по понедельникам, в самом начале рабочего дня, когда все еще немного заторможены после выходных. Говорят убедительно, называют ваши данные — паспорт, адрес. И на многих это действует просто гипнотически.
— На канале «Пятница!» есть схожая с вашей по тематике передача «Аферисты в сетях». Только там расследования ведет хрупкая девушка Кристина. Следите за коллегами?
— Телевизор не смотрю — нет времени, потому что работаю по 15-16 часов в день, а еще надо оставлять хоть минимальные окна на спорт и прочие житейские дела. Только иногда могу «зависнуть» на любимом фильме — из тех, про которые говорят «взял бы с собой на необитаемый остров». Какие именно? «Побег из Шоу-шенка», «Однажды в Америке», «Схватка» с Робертом Де Ниро и Аль Пачино, «Казино», «Форрест Гамп», а еще, конечно, ленты Тарантино — настоящий свод правил жизни, которые нужно, как обязательный багаж, закидывать в свой жизненный рюкзак. Российские фильмы тоже там есть, например «Любовь и голуби» — это один сплошной афоризм на все времена.
— Раз уж заговорили о предпочтениях в кино, давайте продолжим список — какие книги, музыка вам по душе?
— С книгами как с фильмами: есть вещи, которые тронули еще в юности, к ним потом и возвращаешься. Мне, например, близки такие авторы, как Булгаков, Гиляровский, Маяковский. Или то, что заставляет улыбнуться, — Марк Твен, например. С музыкой сложнее — не могу слушать ее фоном, только целенаправленно. В то непростое время, когда жил во Вьетнаме, меня просто спасала классика. Нужно было встать рано утром и в 6.30 уже быть на работе в ресторане. Чтобы поднять настроение, включал «Памяти Карузо» в исполнении Лучано Паваротти, и весь квартал знал, кто проснулся.
— Да, я слыхала о вашем увлечении кулинарией. Это не с Вьетнама ли пошло?
— Нет, готовить я начал лет в 14 — просто потому, что захотелось вкусно есть. Всему учился сам. В начале лета мы с телеканалом «Че!» провели большой кулинарный мастер-класс в рамках «Рыбного фестиваля», где я делился секретами приготовления блюд из тунца. Даже не ожидали, что наберется столько народу. Не скрою, было приятно такое внимание, хотя куда больше я люблю готовить в узком кругу, для друзей. Это такие встречи ценителей, гастрономические тест-драйвы, где мы пробуем разные блюда, с хорошим вином и, разумеется, с душевным общением. Все это снимается на видео и хранится в домашнем архиве. Люблю готовить рыбу, стейки — простую и качественную мужскую еду.
— Разве еда бывает мужская и женская?
— Бывает. И дело вовсе не в том, какая лучше. Просто женская готовка — домашняя, замороченная, многоэтапная. Все эти выпечки, котлетки, пюре, пирожки — то, от чего женатые мужчины обычно быстро обзаводятся животами. Мужская еда — быстрая и легкоусвояемая: то, что можно приготовить на открытом огне, с большим количеством зелени. По мне, она не переплавляет мышцы в жир. Для многих сегодня это важно.
— С кулинарией все понятно. А какие еще формы отдыха вы уважаете?
— Полномасштабно отдыхать не получается. Минувшим летом так и не успел — работа, работа, работа: Осенью, надеюсь, наверстаю. У меня кроме кулинарии есть еще одно увлечение, которое прочно вошло в жизнь, — регаты. Мечтаю пройти под парусом все моря и океаны, посетить множество портов и составить свою географическую карту открытий. Конечно, это требует много времени и сил, но куда еще их тратить, как не на жизнь под парусом? Тот, кто хоть однажды ощутил плотность ветра, надувающего парусину, вдохнул запах волн под килем, увидел незнакомые просторы с палубы, уже не может без этого жить. Так мне, по крайней мере, кажется.