13 августа номер «Труда» открывался статьей «Горим сизым пламенем» о бушующих в России с невиданным размахом лесных пожарах. Авторы и эксперты искали ответы на вопрос, почему мы начали так скоропостижно гореть и когда наступит осенняя передышка. Увы, огонь по-прежнему бушует, и дым застит полстраны. Вчера в России пожары общим числом больше 200 бушевали в семи регионах. По данным МЧС, больше других теперь страдает Средний Урал: в Свердловской области зарегистрировали 74 пожара. Следом идет все та же многострадальная Якутия — 55 очагов, на третьем — Курганская область, там 14 очагов. Далее — Башкортостан, Мордовия, Тюменская и Иркутская области...
Челябинская область в этот мартиролог не включена, хотя там зафиксировали рекордное число возгораний за сутки — 29. И вот как все это выглядит с близкого расстояния. «Горела территория у деревень Каракульмяк, Таскино, Казакбаево, Сагишты, Борисовка, Каинкуль, Тахталым, рядом с Кунашаком на территории завода АБЗ, есть возгорания возле Муслюмово», — рассказывает представитель общественной организации «Кунашакский район без коррупции» Рустам Хасанов, участвовавший в тушении в качестве волонтера. По его словам, поселок Мансурово еле-еле удалось отстоять, поскольку поздно спохватились. Теперь район обсуждает действия местных властей, которые сначала отказались от дополнительного отряда МЧС — мол, дорого размещать, кормить, обеспечивать горюче-смазочными материалами. В общем, районные чиновники решили, что звать на помощь и содержать дополнительных сотрудников МЧС нерентабельно, и переложили всю ответственность на глав поселений, у которых пожарная техника часто не обновлялась с советских времен, ограничиваясь ведрами и топорами.
«Мы с братом приехали на пожар под Кунашаком. Там один трактор от арендатора пытается опахивать огонь, а глава поселения и его заместитель с ранцами бегают — пытаются потушить вручную, — рассказывал Рустам Хасанов интернет-порталу «66.ру». — И больше никого, и никаких сил и техники. Для нас, волонтеров, ранцев не нашлось — бегали мы с канистрами, таскали воду. Почему в этом процессе не участвуют пожарные, где рабочие районных организаций? Проблема в том, что никто не тушит эти пожары в зародыше, когда они только начинаются. Звонишь по 122, говорят — выслали машину. Никого нет, звонишь уже в пожарную часть, говорят — мы выслали лесников. Те говорят — передали арендатору. Видели мы, как борются с огнем арендаторы. Один трактор пытается опахать очаг в 1-2 гектара. А другой техники у фермера просто нет. Делает борозды по 10 метров, но ветром огонь перебрасывается дальше. В итоге доходит до того, что пожар разрастается, угрожает поселкам, только тогда подключаются все: власти, МЧС и так далее... Но попробуйте тогда остановить огненную лавину!»
Тем временем районная власть ищет, на кого бы свалить вину. «При главе района состоялось оперативное совещание с приглашением помощника прокурора и начальника ОМВД России по Кунашакскому району, — сообщили в полиции. — Причиной возгорания являются поджоги и искры от работающей на полях сельскохозяйственной техники. На совещании принято решение организовать рейды полицейских на поля, чтобы выявлять нарушителей требований противопожарной безопасности». Как говорится, проблему обсудили — меры приняли. Но кому от этого станет легче? Людям, к домам которых приближается огонь, живущим в дыму неделями?
Впрочем, местные лесники утверждают, что у них в округе никаких поджогов нет и не было, если не считать палящего солнца при полном отсутствии дождей. «Все высохло, горит от юга до горнозаводской зоны, где, как правило, в обычную погоду таких проблем не возникает. «Пожар может разгореться от любой искры, — сообщает работник лесоохраны на условиях анонимности. — Сюда бы, к нам, пару противопожарных самолетов, которые мы только по телевизору видим. Они бы за два-три дня остудили деревенские окраины, смочили лесные просеки, а дальше мы вместе с волонтерами и сами справимся...»
Думаю, подобные заклинания сегодня можно услышать в разных уголках России. Но в репортажах из зоны бедствия такие проблемы обычно не поднимаются, там все больше упор делается на мужество пожарных и их помощников. Хотя давно известно: героизмом затыкаются бреши, возникшие из-за головотяпства и нераспорядительности чиновников.
За уходящее лето в России выгорело уже более 16 млн гектаров леса — это больше территории Греции, Португалии и Хорватии вместе взятых. Такие данные приводят в российском отделении Greenpeace. Если к концу июля огнем в России было пройдено более 12,5 млн гектаров, то к середине августа — 16,1 млн гектаров, отмечают экологи. По этому показателю страна уже обошла «огненные» 2019, 2003 и 2012 годы — тогда к началу августа лесные пожары уничтожили 13 млн гектаров, 14,5 млн гектаров и 16 млн гектаров соответственно. При таких масштабах возгорания гибнут и страдают десятки тысяч животных разных видов.
А корень этих бед скрыт не только и не столько в злых сюрпризах погоды. Причина известна, говорят специалисты. Масштабные лесные пожары, как и в предыдущие годы, стали следствием не только намеренных поджогов «черных лесорубов», но и нежелания властей тушить возгорания по соображениям «экономической нецелесообразности». После «огненного» лета 2019 года эту порочную практику предлагали искоренить, но изменений до сих пор не видно.
Сколько еще должно выгореть в стране, прежде чем за проблему власти возьмутся не в пожарном порядке?