К масштабным юбилеям принято готовиться загодя. 650-летие Куликовской битвы будет отмечаться в 2030 году, но музей-заповедник «Куликово поле» совместно с информационным агентством «Россия сегодня» уже представили первый VR-квест, посвященный одному из ключевых событий русской истории. Теперь каждый, кто интересуется историей Отечества, сможет в виртуальном режиме примерить на себя профессию археолога, отыскать на месте, где когда-то произошло Мамаево побоище, артефакты той далекой эпохи, отреставрировать их и даже попробовать ими воспользоваться.
Главное отличие проекта от обычных виртуальных квестов в том, что это не забавная игрушка, а своего рода «профессиональный симулятор», как у летчиков или морских капитанов. Виртуальный «археолог» действует в строгом соответствии с методами, применяемыми профессионалами. Все строится на принципах научной археологии и реставрации. «Картинки» созданы в соответствии с подтвержденными реалиями эпохи — одежда, экипировка, оружие, снаряжение. К 2030 году будет разработано 10 подобных квестов. Пройдя их, человек сумеет прикоснуться к подлинному прошлому.
«Современные технологии для нас не самоцель, а инструмент, — объясняет директор заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко. — Они нужны музеям, хранящим подлинники, особенно если этим раритетам не одна сотня лет. В нашем собрании много предметов, сохранившихся не полностью.
82 реликвии экспонируются сегодня в музее, и их список постоянно обновляется
С их «восстановлением» прекрасно справляются мультимедиа — и все это ярко, динамично и доходчиво. А еще, что немаловажно по нынешним временам, можно вместить много информации в короткий промежуток времени. Если мы хотим, чтобы молодым была интересна история, с ними нужно говорить на языке, который они понимают лучше другого».
Надо сказать, что в случае с Куликовым полем особенно важна достоверная информация из первых рук. Не секрет, что любители переписывать историю из кожи вон лезут, объявляя Мамаево побоище сказкой, мифом. Если-де это была такая масштабная «битва народов», какой ее описывает Карамзин, то археологи за прошедшие века должны были обнаружить тонны доспехов и оружия, останки десятков тысяч погибших. Ничего этого нет — а значит, и сражения никакого не было. Самые великодушные из критиков «переносят» сражение куда-нибудь в ближнее Подмосковье и причисляют его к обычной, рядовой стычке между русскими и ордынцами.
«Наша главная задача — развеять такое вульгарное «прочтение» истории, кочующее в интернете, — настаивает научный руководитель проекта Андрей Наумов. — Истина состоит в том, что большая часть относительно крупных находок была сделана еще в XIX веке. Обнаруживали их не столько археологи, сколько местные крестьяне, а потому оседали находки не в научных коллекциях, а в амбарах или в домашних музеях окрестных помещиков. Эти сокровища погибли вместе с усадьбами в огне революционных катаклизмов. Однако экспедиции каждый год работают на поле и что-то извлекают на свет божий. Мы сейчас готовим большой каталог находок последнего времени. И квест поможет понять, почему их не так много и насколько важна каждая из них».
В числе экспонатов - этот крест-энколпион (нательный мощевик)
Ирония госпожи Истории в том, что Николай Михайлович Карамзин, человек во всех отношениях выдающийся, был сам введен в заблуждение и, соответственно, ввел в заблуждение целые поколения своих читателей. Он просто не мог располагать данными, которые есть в распоряжении нынешних историков. Источников, повествующих о сражении, сохранилось очень мало — города на Руси строили из дерева, горели они нещадно, а вместе с ними погибали и архивы. Карамзин даже с названием сражения обошелся так, как это было принято в его время, — привязал его к местности. До него оно именовалось Донским или Мамаевым. Увековечивать имя врага Карамзин счел непатриотичным, а Дон слишком велик, чтобы быть точным указателем. Но фокус в том, что Куликовым полем эта местность стала именоваться лет эдак через триста после сражения. И птички кулики тут ни при чем. Кулика (с ударением на «и») — это дальняя пашня, отсюда, кстати, пошло выражение «у черта на куличках». Но пашни тут начали появляться только к концу XV века, а за сто лет до этого здесь шумел вековой лес, кое-где разреженный островками ковыльной степи:
Одним словом, «поля», на котором могли бы сойтись в сече десятки тысяч воинов, у слияния Дона и Непрядвы (а это место все источники указывают единогласно) не было. Сотрудники музея-заповедника с помощью палеоботаников провели тщательные исследования и установили, что единственный свободный от леса участок поблизости имел размеры примерно 2 км в длину и менее километра в ширину. Учитывая особенности ведения конного боя того времени, на таком пространстве больше 15 тысяч человек сражаться просто не смогли бы. У Мамая сил было больше, что подтверждает целый ряд источников. Тогдашняя военная наука позволяла победить врага, если он превосходил тебя не больше чем в полтора раза. Значит, 6 тысяч русских воинов одолели 9 тысяч ордынцев?
Средневековый дирхем - далекий предок тех дензнаков, что сегодня выручают россиян на Востоке
Мамаево войско ушло, оставив погибших на поле боя, останки их достались диким зверям и птицам. Русичи же похоронили своих павших как положено — в освященной земле. Древний погост был обнаружен в 1960-х годах в окрестностях села Монастырщино при прокладке шоссе. Значительная часть его была уничтожена в ходе строительства, и сегодня археологам доступен небольшой участок. Что касается оружия и снаряжения, то его победители собрали так тщательно, как смогли: металл был дорог, что можно — чинили, остальное шло в переплавку. Так что и мечи, и кольчуги удавалось найти только во фрагментах. Вот почему каждая находка на поле бесценна. Более того, в отличие от письменного документа, который при желании можно интерпретировать и так и этак, археологическая находка дает профессионалу исчерпывающе точную информацию: она достаточно точно датируется и привязывается к соответствующей территории.
Подлинность этой пики ордынского копья была подтверждена совсем недавно
Прямая речь
Артем Буфтяк, редактор центра инновационной журналистики МИА «Россия сегодня»
— Все артефакты, задействованные в наших квестах, — реальные предметы, хранящиеся в фондах музея. Моделируя процесс раскопок и реставрации, мы постарались отразить все этапы максимально точно. В первом квесте участник восстанавливает лук и может «опробовать» его в деле. Главное достоинство виртуальной реальности в том, что все происходящее человек воспринимает как личный опыт, чего трудно достичь при чтении научной статьи или просмотре фильма. VR-квест — это обращение к аудитории, до которой достучаться другими способами вряд ли получится. Не каждый с ходу доберется до самого музея. Однако для многих поход туда станет логичным продолжением квеста — ну разве не заманчиво увидеть в реальности то, к чему прикоснулся только в своем воображении?