
Очередное путешествие в веках. Начнем с эпохи не столь уж давней, поздней советской. Потом плавно переместимся к евангельским сюжетам. Ну а там уже недалеко и до пещеры, где проживали наши далекие предки, как утверждают авторы книги, тоже разумные.
Михаил Ненашев. «Заложник времени. Заметки. Размышления. Свидетельства»
Для этих размышлений о себе, времени «и нравственном смятении в жизни людей, населяющих одну шестую часть планеты Земля, именовавшуюся Советской страной», скорее подошел бы заголовок «Заложник номенклатуры». Михаил Федорович попал в ее обойму в 1963-м, возглавив Магнитогорский горком КПСС, и поднимался по партийной лестнице до исчезновения СССР. Пребывание в аппарате ЦК «принесло так много горестей и так мало радостей», но на одной из ступеней к олимпу ему выпало возглавить газету «Советская Россия». Признано, что при Ненашеве она была «лучшей и самой смелой газетой страны». Сам он называет ту пору «сладкой каторгой, сменившейся потом телевизионной голгофой». Председателем Гостелерадио СССР прослужил всего полтора года, но дались они большой кровью. Когда на очередном пленуме ЦК Ненашеву указали, что на телевидении идет очернение страны и нет ничего светлого и радостного, он ответил: «А вам не стыдно так плохо править страной? Телевидение не может быть лучше, чем жизнь». «Лебединое озеро» показывали уже без него.
«Василий Поленов в Египте и Палестине»
Автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада» и тихих окских завораживающих просторов много путешествовал. Чтобы постичь святость мест, по которым ступала нога Христа, дважды — в 1881-м и 1899-м — побывал на Палестинской земле. Ему хотелось передать тот воздух, природу, в которой жил и проповедовал Иисус. «Что мало изменилось, это природа, — писал Василий Дмитриевич, — горы, холмы, скалы, тропинки, камни остались приблизительно те же». Сотни этюдов и набросков окрестностей Иерусалима, Назарета, Самарии, развалин Капернаума стали основой «Евангельского цикла», над которым Поленов работал 40 лет. Его трактовку образа Христа, максимально приближенного к обычному человеку, в частности огромное полотно «Христос и грешница» (1888), не все поняли и приняли. Но картины, где путь Мессии запечатлен в пейзажах с палящим солнцем и ландшафтами суровой Иудеи, вызывают самые светлые чувства: «Олива в Гефсиманском саду», «Тивериада», «Харам Эш-Шериф». Вместе с письмами они вошли в этот элегантно изданный альбом, отражающий кредо художника: «Искусство должно давать счастье и радость, а иначе оно ничего не стоит».
Ли Бергер, Джон Хокс. «Почти человек. Как открытие Homo naledi изменило нашу историю»
Тема «кто мы и откуда» намного интереснее поиска мифического снежного человека. Один из авторов книги — участник открытия, претендующего на переворот в палеоантропологии. Эта наука ищет наших самых давних, но уже разумных предков, рассказывая о том, как реально могли выглядеть Адам и Ева. Ли Бергер считает, что такого Homo возрастом до 3 млн лет он нашел в южноафриканском местечке под названием Колыбель человечества в узкой пещере, где были 15 скелетов. С юмором описано, как Бергер стал палеоантропологом, даны обстоятельства сенсационного открытия 2013 года: «Обнаруженная кисть выглядела как рука, приспособленная к производству и использованию орудия (каменного рубила), — с широкими подушечками и противопоставленным большим пальцем».
Правда, отечественные палеоантропологи, признавая важность находки, считают ее всего лишь разновидностью уже известного ископаемого человека телантропа. А вдруг ошибаются?