Главная Культура 13:27 26 Апреля 2022 3073
ГЭС-2 – это звучит!

Самый необычный в мире «дом культуры» проводит музыкальные «Настройки»

Сергей Бирюков
Здание ГЭС-2 похоже одновременно на картинную галерею и на храм. Фото предоставлено пресс-службой ГЭС-2

Ну вот и музыкальный обозреватель «Труда» добрался до нового культурного объекта Москвы, ставшего сенсацией последних нескольких месяцев. Речь о самом, наверное, необычном «доме культуры» в мире – громадном комплексе ГЭС-2 в самом центре столицы, где, помимо всего прочего, в эти дни проходит цикл музыкальных событий «Настройки».

ГЭС-2 действительно можно уподобить роскошной новой вещи – роялю или, допустим, мощному компьютеру, – который требует настройки, чтобы войти в свою полную силу.

Хотя, строго говоря, «вещь» – не новая, но обновлена она радикальнейшим образом. Городская электрическая станция номер два (первой была знаменитая МОГЭС, и сейчас оживляющая город не только производимой энергией, но и яркой архитектурой) появилась в Первопрестольной в начале ХХ века и в течение нескольких десятилетий питала трамвайную сеть, а с сокращением последней – «просто» освещала и обогревала столицу. В начале XXI столетия с выведением крупной промышленности из центра города турбины станции замолчали – но осталось грандиозное здание площадью свыше 30 тысяч квадратных метров, выстроенное в неорусском стиле архитектором Василием Башкировым – автором знаменитого исторического фасада Третьяковской галереи.

Сооружение, обилием света действительно напоминающее художественную галерею, а сводами головокружительной высоты храм, выкупил благотворительный фонд V-A-C. С 2009 года здесь начали проходить художественные выставки, на одной из которых, «Расширение пространства», довелось как-то побывать и автору этой заметки. Было очень интересно познакомиться с на ней с проектами «очеловечивания» лица города – некоторые из них потом осуществились, другие незаслуженно остались в тени, но, надеюсь, еще дождутся своего часа. Однако само выставочное пространство тогда, конечно, выглядело не слишком впечатляюще, ведь рядом еще находились машины ГЭС.

То, что я увидел теперь, похоже на сказочный воздушный дворец. По замыслу итальянского архитектора Ренцо Пиано, объем здания одновременно и освобожден от загромождавших его конструкций, и насыщен галереями, промежуточными уровнями, переходами, по которым можно за несколько минуть подняться под самую крышу. И все эти уровни открыты для разнообразной деятельности – выставок, лекций, мастер-классов, детских художественных студий. Да просто для чтения книжки, взятой в одной из здешних библиотек или купленной в магазине на первом уровне. Или медитации в кресле авангардной, но очень удобной формы, расположенном на площадке с видом на храм Христа Спасителя. Так авторы концепции переосмыслили понятие «дом культуры», оставшееся вроде бы от другой эпохи, но, как и само здание, обретшее сегодня новое понимание.

Один из стартовых проектов комплекса «Настройки» – это насыщение его пространств музыкой. По мысли музыкального куратора ГЭС-2 Дмитрия Ренанского, композиторы, приглашенные к участию, словно «прислушиваются» к архитектуре и стараются уловить ее внутреннюю музыку. Тоже при этом соединяя неожиданным образом старое и новое. Например, петербуржец Владимир Раннев взял финальные аккорды 115 классических сочинений и выстроил из этих, казалось бы, похожих друг на друга, но все равно контрастных по настроению и темпераменту гармонических «блоков» собственное музыкальное повествование.

Правда, в вечер моего первого визита вслушаться во все семь инсталляций (их авторы – Эдуард Артемьев, Дмитрий Власик, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Вангелино Курентзис) не удалось, поскольку целью было посещение концерта камерного хора Intrada под управлением Екатерины Антоненко. Эта программа – часть цикла концертов, составляющего вторую «линию» проекта «Настройки». Ту, что разворачивается в концертном зале, устроенном в дальнем правом углу комплекса. Это – отдельное произведение архитектурного и акустического искусства. Входя в амфитеатр и глядя на живописный контраст его строгих деревянных панелей и белых березовых стволов, декорирующих сцену, не сразу понимаешь, что та роща за стеклянной стеной – уже не инсталляция, а сам город, и необычно светящийся задник – не ловко подсвеченная перегородка, а настоящее закатное небо. И музыка словно прилетает к тебе оттуда, из живого воздуха и света.

К той, что звучала в этот вечер, такая ассоциация подходит особенно. В спектрально чистом, «инструментальном» интонировании хора Intrada ожили ренессансные композиции Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Питера Филипса, барочные пьесы Клаудио Монтеверди и Антонио Лотти. А в финале, подготовленная нарастающей остротой этих многоголосных наслоений, впервые была представлена публика Месса современного московского композитора Алексея Сысоева.

Алексей – один из самых ярких представителей поколения «сорокалетних», чье творчество охватывает и академичнейшие жанры вроде струнного квартета, и джазовые импровизации, и авангардные оперы… В Мессе (написанной на канонический пятичастный текст) проявляется способность Алексея из самого простого истока – одного-единственного звука «вытянуть» широкую, свободно дышащую музыкальную «панораму», настроением, уж не знаю почему, напомнившую мне бесконечно тянущийся горизонтальный пейзаж, которым замечательный художник Валерий Левенталь «вписал» в свое время оперу Родиона Щедрина «Мертвые души», поставленную в Большом театре великим Борисом Покровским, в бескрайнее пространство России. И в то же время произведение Сысоева – демонстративно европейское, отсылающее к традициям древнего католического многоголосия, которое – вот парадокс – удивительно перекликается, например, с греческими, или сербскими, или нашими северными фольклорными напевами. Ведь человечество в главных устремлениях духа едино, пусть и говорит на разных языках и называет Бога разными именами.

Я рассказал только об одном из событий программы «Настройки». А еще в ней – мировые премьеры специально для ГЭС-2 написанных произведений ростовчанина Антона Светличного и петербуржца-берлинца Бориса Филановского в исполнении Московского ансамбля современной музыки, концерты прославленного пианиста Алексея Любимова, самобытного автора и исполнителя песен (а также успешного оперного режиссера, чьи спектакли идут в Большом, Пермской опере и много где еще) рижанина Владислава Наставшева, оркестра Questa musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского… Вторая жизнь ГЭС-2 как дома для сотен тысяч людей культуры только начинается.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?