Главная Культура 00:15 15 Ноября 2024 4867
Нечистый попутал

Страдание и ненависть в Питере, или «Преступление и наказание» от Владимира Мирзоева

Сергей Беднов
А вдруг Родион Раскольников уйдет в добровольцы? Кадр с сайта kinopoisk.ru

Как известно, Чубайс виноват во всем. В том числе и в нелюбви к отечественной классике: «Перечитывал Достоевского. Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски». Такое ляпнуть! Но есть опасения, что у нынешней молодежи, понятия не имеющей, о чем писал Федор Михайлович, но посмотревшей на «Кинопоиске» первые четыре серии «Преступления и наказания», возникнет похожее чувство.

Показу этого проекта Владимира Мирзоева предшествовал мощный хайп. О нем ходило множество слухов, вспоминали не так давно снятый им мутный мистический триллер «Топи», а тут еще и премьеру без объяснения причин несколько раз перенесли. На выходе же на мэтра режиссуры обрушился столь массированный хейт, будто он, лауреат Госпремии, не просто вольную экранизацию знаменитого романа снял, а поломал все существующие скрепы. Даже в эфире патриотического канала «Соловьев LIVE» его имя полчаса склоняли на все лады и в итоге вынесли вердикт: «Чего еще ждать от человека, осудившего СВО?!» Тут бы и заступиться, мол, судите о художнике по его делам, а не словам, да не очень получается.

Экспериментами киношников с переносом действия классических произведений в наши дни уже никого не удивишь. Великие-то в своих романах поднимали вечные вопросы, вот и любопытно, как прозвучат ответы на них сегодня. Тот же Мирзоев в 2011-м проделал подобный эксперимент с «Борисом Годуновым». Увидеть вместо пушкинских князей и бояр чиновников-единороссов, утопающих в креслах машин с мигалками, было забавно. Правда, быстро надоедало однообразием приема. Видимо, с учетом издержек Владимир Владимирович и снимал «Преступление и наказание» так, что уж в чем-чем, а в отсутствии фантазии упрекнуть его невозможно. В свое детище он столько туману напустил, столько символов и многозначительных намеков употребил, что разглядеть его замысел непросто. Легко и в чубайсовщину угодить, и гордость за родное искусство испытать. Но, вероятнее всего, — недоуменно поскрести затылок.

Кадры переполнены приметами современности. Петербург сияет неоновыми вывесками, набережные на электросамокатах рассекают курьеры, герои пользуются смартфонами. А когда Мармеладов попадает под колеса иномарки и свидетели собираются вызвать скорую, то затесавшийся в толпе зевак Лебезятников отговаривает: «У него страховки нет». Узнаваемо. Но вот конкретно тут возникает вопрос: что ж так бедствует Екатерина Ивановна, супруга задавленного, с тремя-то родными детишками и несовершеннолетней Соней? Она ж многодетная мать, кучу пособий всяких должна получать. Могла бы, отдав малышню в детсад, и сама на какую-никакую работу устроиться, вместо того чтобы падчерицу на панель гнать...

И так — повсюду. Кроме того, режиссер, переместив героев в XXI век, вложил в их уста слова первоисточника. Словечки вроде «особля» или «давеча» в текстах эсэмэсок выглядят диковато. Так же как и переосмысление некоторых персонажей, когда сестра Раскольникова Дуня, например, из невинной овечки превращается в раскрепощенную барышню, успевшую плотно пофлиртовать со Свидригайловым, а душа-человек Разумихин оказывается первым клиентом Сони в элитном борделе.

Но все это ерунда, с учетом той характеристики, которую дал своему творению сам Мирзоев: «Мы находимся в условном пространстве, причем дважды условном. Во-первых, это вечная Россия. Во-вторых, это психоделическое пространство — пространство тотального сновидения». Какая только фигня человеку, бывает, не приснится, сами знаете.

А что же с тем самым вечным вопросом, ради которого режиссеры и переносят классических героев из прошлых веков в свой? У Достоевского здесь он, грубо говоря, таков: «В чем природа зла? Есть ли высшие цели, которые его оправдывают? Всегда ли преступление подразумевает наказание?» Но и тут все неоднозначно.

В сериале важнейшую роль играет персонаж, именуемый Тенью (Борис Хвошнянский). У Федора Михайловича такой есть, но в другом произведении: с чертом ведет обстоятельную беседу сходящий с ума Иван Карамазов. Дверью ошибся? Нет, он повсюду сопровождает Раскольникова (Иван Янковский) и не только становится вербальным воплощением его внутреннего мира, но и постепенно, шаг за шагом подводит бедного Родю к решению убить старуху процентщицу. По сути, он второе «я» бывшего студента юрфака. Но что это, если не расщепление разума или, попросту говоря, шизофрения? Таким образом, получается, Мирзоев переводит так называемый вечный вопрос в область психиатрии: Господа присяжные, при чем же здесь тогда дилемма «тварь я дрожащая или право имею», когда речь идет о больном?! И не на каторгу его надо, а на принудительное лечение.

И последнее. А вдруг возмутитель спокойствия Мирзоев продемонстрирует своим критикам и из профессиональной среды, и из патриотического телеканала средний палец — и в последней серии осужденный за двойное убийство Родион Романович Раскольников, 23 годов от роду, запишется в добровольцы?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5070
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...