На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова — 39-летний Максим Севриновский заслуженно считается одним из лучших театральных актеров своего поколения. Вот и сейчас он впечатлил образом персонажа, пополнившим традиционную для русской литературы галерею «лишних людей». Однако и весь спектакль порадовал своей ансамблевостью и отличной игрой актерского коллектива.
Недавнему выпускнику мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова Аскару Галимову выпал счастливый билет, когда на его дипломный спектакль в ГИТИСе «П.О.Л.Е» по пьесе Олега Багаева пришли главный режиссер Театра им. Вахтангова Анатолий Шульев и актриса Людмила Максакова. Именно они пригласили молодого режиссера на Симоновскую сцену.
События пьесы Вампилова, написанной в 1967 году, режиссер не переносит в современность. Но на сцене нет и примет советского быта, и этим подчеркивается, что история Виктора Зилова — вневременная. Человек одаренный, но в то же время лишенный духовных ориентиров и не знающий, как найти применение своим способностям, может появиться в любую эпоху.
Зилов Севриновского в любой ситуации чувствует себя как рыба в воде. В нем так много энергии, что герой иногда даже подпрыгивает, как хорошо накачанный мяч. У него есть заботливая жена, любовницы одна моложе другой, новая квартира, друзья, интеллектуальная работа, а ко всему этому еще и талант нравиться людям. Вот только счастливым себя Зилов не чувствует, ощущая, что жизнь проходит мимо и она бесцельна. И утиную охоту в сентябре он ждет с такой же одержимостью, как три сестры у Чехова — переезда в Москву.
Героя Вампилова часто справедливо сравнивают с Печориным, тоже имевшим многое, но вечно неудовлетворенным. Правда, в отличие от персонажа Лермонтова, тонко разбирающегося в людях, Зилов слеп к чувствам окружающих. Он искренне не понимает, какую боль из-за собственного эгоизма и малодушия причиняет близким. Кстати, молодой режиссер посвятил постановку своим родителям и вывел в ней на сцену папу и маму Зилова — они появляются в его воспоминаниях. А одна из самых запоминающихся сцен — та, где герой узнает о смерти отца, которого четыре последних года не навещал, и начинает как автомат, с застывшим взглядом петь, «Жил да был черный кот за углом», деревянно пританцовывая при этом...
Женился, впрочем, Зилов по любви, но спустя шесть лет преданность и заботливость красавицы-жены Галины (Полина Чернышова) ему прискучили. С каждой новой любовницей он с волнением ждет большого чувства, которое продлится до конца его дней. Между тем Галина как раз и есть лучшее в его жизни, но герой понимает это, только когда она уходит от него.
Самой колоритной фигурой после Зилова в спектакле стал его начальник Кушак в исполнении Евгения Косырева. Это отчаянно жаждущий женского внимания мужчина, неуклюжий в общении с противоположным полом. Корпулентный актер успешно вносит нотку комического в спектакль. Впрочем, в постановке ярки практически все персонажи: и слегка инфантильный Саяпин (Виталий Иванов), и его уверенная в себе жена Валерия (Дарья Щербакова), и чувственная бывшая любовница Виктора Вера (Анастасия Жданова), и циничный официант Дима (играющий его Данила Гнидо в спектакле изображает и игрушечного котика, которого подарили Зиловым). А с какой изобретательностью и молодой энергией каждый из них танцует на новоселье у главного героя (отличная работа хореографа Полины Майоровой)!
«Утиную охоту» называют самой загадочной пьесой Вампилова. В спектакле это ее качество усилилось за счет неоднозначного открытого финала, по поводу которого мнения публики разделились. За моментом, когда Зилов намерен покончить с собой, следует его воспоминание о том, как они с женой в первый раз объяснились друг другу в любви. Галина говорит, что хотела бы венчаться, и на сцене высвечиваются церковные фрески. Эта сцена — одна из ключевых: быть может, если бы Зилов хоть во что-то верил, то не ощущал бы свое существование бесцельным и удерживался от бесконечных измен.
Некоторые зрители сочли такую концовку намеком на то, что супруга снова вернется к своему вконец запутавшемуся в жизни мужу (кстати, ощущение растерянности главного героя, отсутствия у него твердой почвы под ногами, пожалуй, и есть то, что роднит постановку с нашей современностью, где подобные настроения весьма распространены). Лично же мне показалось, что финал никакого просвета не содержит, и эта последняя картина — только попытка Зилова осознать, в чем он ошибся, перед самоубийством, которое герой все-таки намерен совершить.