Самый необычный в мире «дом культуры» проводит музыкальные «Настройки»
Ну вот и музыкальный обозреватель «Труда» добрался до нового культурного объекта Москвы, ставшего сенсацией последних нескольких месяцев. Речь о самом, наверное, необычном «доме культуры» в мире – громадном комплексе ГЭС-2 в самом центре столицы, где, помимо всего прочего, в эти дни проходит цикл музыкальных событий «Настройки».
ГЭС-2 действительно можно уподобить роскошной новой вещи – роялю или, допустим, мощному компьютеру, – который требует настройки, чтобы войти в свою полную силу.
Хотя, строго говоря, «вещь» – не новая, но обновлена она радикальнейшим образом. Городская электрическая станция номер два (первой была знаменитая МОГЭС, и сейчас оживляющая город не только производимой энергией, но и яркой архитектурой) появилась в Первопрестольной в начале ХХ века и в течение нескольких десятилетий питала трамвайную сеть, а с сокращением последней – «просто» освещала и обогревала столицу. В начале XXI столетия с выведением крупной промышленности из центра города турбины станции замолчали – но осталось грандиозное здание площадью свыше 30 тысяч квадратных метров, выстроенное в неорусском стиле архитектором Василием Башкировым – автором знаменитого исторического фасада Третьяковской галереи.
Сооружение, обилием света действительно напоминающее художественную галерею, а сводами головокружительной высоты храм, выкупил благотворительный фонд V-A-C. С 2009 года здесь начали проходить художественные выставки, на одной из которых, «Расширение пространства», довелось как-то побывать и автору этой заметки. Было очень интересно познакомиться с на ней с проектами «очеловечивания» лица города – некоторые из них потом осуществились, другие незаслуженно остались в тени, но, надеюсь, еще дождутся своего часа. Однако само выставочное пространство тогда, конечно, выглядело не слишком впечатляюще, ведь рядом еще находились машины ГЭС.
То, что я увидел теперь, похоже на сказочный воздушный дворец. По замыслу итальянского архитектора Ренцо Пиано, объем здания одновременно и освобожден от загромождавших его конструкций, и насыщен галереями, промежуточными уровнями, переходами, по которым можно за несколько минуть подняться под самую крышу. И все эти уровни открыты для разнообразной деятельности – выставок, лекций, мастер-классов, детских художественных студий. Да просто для чтения книжки, взятой в одной из здешних библиотек или купленной в магазине на первом уровне. Или медитации в кресле авангардной, но очень удобной формы, расположенном на площадке с видом на храм Христа Спасителя. Так авторы концепции переосмыслили понятие «дом культуры», оставшееся вроде бы от другой эпохи, но, как и само здание, обретшее сегодня новое понимание.
Один из стартовых проектов комплекса «Настройки» – это насыщение его пространств музыкой. По мысли музыкального куратора ГЭС-2 Дмитрия Ренанского, композиторы, приглашенные к участию, словно «прислушиваются» к архитектуре и стараются уловить ее внутреннюю музыку. Тоже при этом соединяя неожиданным образом старое и новое. Например, петербуржец Владимир Раннев взял финальные аккорды 115 классических сочинений и выстроил из этих, казалось бы, похожих друг на друга, но все равно контрастных по настроению и темпераменту гармонических «блоков» собственное музыкальное повествование.
Правда, в вечер моего первого визита вслушаться во все семь инсталляций (их авторы – Эдуард Артемьев, Дмитрий Власик, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Вангелино Курентзис) не удалось, поскольку целью было посещение концерта камерного хора Intrada под управлением Екатерины Антоненко. Эта программа – часть цикла концертов, составляющего вторую «линию» проекта «Настройки». Ту, что разворачивается в концертном зале, устроенном в дальнем правом углу комплекса. Это – отдельное произведение архитектурного и акустического искусства. Входя в амфитеатр и глядя на живописный контраст его строгих деревянных панелей и белых березовых стволов, декорирующих сцену, не сразу понимаешь, что та роща за стеклянной стеной – уже не инсталляция, а сам город, и необычно светящийся задник – не ловко подсвеченная перегородка, а настоящее закатное небо. И музыка словно прилетает к тебе оттуда, из живого воздуха и света.
К той, что звучала в этот вечер, такая ассоциация подходит особенно. В спектрально чистом, «инструментальном» интонировании хора Intrada ожили ренессансные композиции Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Питера Филипса, барочные пьесы Клаудио Монтеверди и Антонио Лотти. А в финале, подготовленная нарастающей остротой этих многоголосных наслоений, впервые была представлена публика Месса современного московского композитора Алексея Сысоева.
Алексей – один из самых ярких представителей поколения «сорокалетних», чье творчество охватывает и академичнейшие жанры вроде струнного квартета, и джазовые импровизации, и авангардные оперы… В Мессе (написанной на канонический пятичастный текст) проявляется способность Алексея из самого простого истока – одного-единственного звука «вытянуть» широкую, свободно дышащую музыкальную «панораму», настроением, уж не знаю почему, напомнившую мне бесконечно тянущийся горизонтальный пейзаж, которым замечательный художник Валерий Левенталь «вписал» в свое время оперу Родиона Щедрина «Мертвые души», поставленную в Большом театре великим Борисом Покровским, в бескрайнее пространство России. И в то же время произведение Сысоева – демонстративно европейское, отсылающее к традициям древнего католического многоголосия, которое – вот парадокс – удивительно перекликается, например, с греческими, или сербскими, или нашими северными фольклорными напевами. Ведь человечество в главных устремлениях духа едино, пусть и говорит на разных языках и называет Бога разными именами.
Я рассказал только об одном из событий программы «Настройки». А еще в ней – мировые премьеры специально для ГЭС-2 написанных произведений ростовчанина Антона Светличного и петербуржца-берлинца Бориса Филановского в исполнении Московского ансамбля современной музыки, концерты прославленного пианиста Алексея Любимова, самобытного автора и исполнителя песен (а также успешного оперного режиссера, чьи спектакли идут в Большом, Пермской опере и много где еще) рижанина Владислава Наставшева, оркестра Questa musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского… Вторая жизнь ГЭС-2 как дома для сотен тысяч людей культуры только начинается.