Руководитель Китая сделал это заявление на специальном торжественном собрании в Пекине, посвященном подведению итогов борьбы с нищетой и награждению отличившихся в этом деле. Чтобы понять, что это не пропаганда и зачем понадобилось созывать такое собрание, следует учесть множество обстоятельств. Главное из которых — сам факт, что Китай покончил с проблемой, которая существовала тысячелетия. Причем сделано это по заранее разработанному плану и точно в означенный срок.
В Китае официально считается, что борьба с бедностью началась после создания КНР в 1949 году, когда в состоянии нищеты там по меркам ООН пребывало около 1 млрд человек. И это формально верно. На первом этапе для искоренения бедности достаточно было дать людям работу и ввести социалистические принципы распределения. Но реально выход огромных масс населения из нищеты начался лишь с началом реформ Дэн Сяопина в 1978 году, когда нищих оставалось 700 млн. Страна буквально рванула вперед, прибавляя ежегодно по 10 и более процентов ВВП. И, что очень важно, распределяя выгоды от реформ среди всех слоев населения.
Самый трудный этап этой борьбы достался именно нынешнему Председателю КНР Си Цзиньпину, который в 2013 году поклялся вывести из бедности оставшиеся 100 млн соотечественников и ликвидировать само понятие «бедный регион». Но для этого потребовалось разработать и реализовать масштабный план. Цель его — не раздать деньги из бюджета (хотя и это делалось в невиданных для нас масштабах), а предоставить китайцам возможность самим зарабатывать. В бедных районах была создана вся необходимая инфраструктура: дороги, связь, электричество, больницы и школы. В самые захолустные деревни был проведен высокоскоростной интернет. Охват им отдаленных бедных районов приближается к 100%. Налаживать онлайн-продажи в сельскую местность был отправлен 1 млн комсомольцев, которых поддержал деньгами и технологиями китайский интернет-гигант Alibaba. Ныне в Китае уже никого не удивишь тем, что крестьяне через Сеть сбывают свою продукцию и таким же способом обеспечивают себя всем необходимым.
А примерно 10 млн жителей самых безнадежных сельских регионов были переселены поближе к цивилизации и работе. Из множества примеров уникального китайского опыта борьбы с бедностью можно привести хотя бы один. В провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая был построен самый большой в мире радиотелескоп, а вокруг него — целый туристический кластер, давший работу тысячам местных жителей. Теперь эта местность, ранее известная как центр производства знаменитой китайской водки маотай, стала местом притяжения даже иностранных туристов.
И вот цель достигнута. Китайцы, склонные к символизму, называют ее одной из целей столетия, потому что она реализована накануне 100-летия КПК (июнь 2021 года). Но на самом деле воплощена мечта многих и многих поколений китайцев. «С абсолютной нищетой покончено, совершено еще одно историческое чудо!» — заявил Си Цзиньпин. Насчет исторического чуда свидетельствуют данные ООН: вклад Китая во всемирную борьбу с бедностью составляет, по заявлению генсека ООН Гутерриша, свыше 70%. Это особенно примечательно на фоне беспрецедентного роста числа бедных в мире. По оценкам ООН, из-за пандемии в ближайшее время число людей, живущих в условиях крайней бедности, увеличится примерно на 115 млн. Такого резкого роста бедняков не было несколько десятилетий. Реализация цели устойчивого развития ООН — избавиться от нищеты (жизнь на 2 доллара в день) к 2030 году — откладывается. А Китай ее выполнил на 10 лет раньше остального мира.
Победа в этой борьбе закономерна и в то же время фантастична. Невозможно себе представить, что за жизнь одного-двух поколений доходы людей выросли в сотни и тысячи раз. Я хорошо помню Китай середины 80-х годов прошлого века, когда средний китаец обходился одной-двумя чашками риса в день, а профессор столичного вуза получал зарплату, в 10 раз меньшую стипендии российского аспиранта или стажера. Сейчас тот же профессор получает в несколько раз больше нашего, а средняя зарплата в КНР давно превысила российскую. Что с нами произошло за то время, когда Китай осуществлял свои исторические реформы, каждый оценивает по-своему. В любом случае, по официальной статистике, удвоить ВВП с 2000 года так и не удалось. Последние семь лет (опять же по официальным данным) доходы населения падают, в то время как доходы 1% населения России растут и растут.
Минэкономразвития России не так давно заявило, что пандемия и снижение доходов населения мешают сокращению бедности в нашей стране, которая остается примерно на уровне 12%. Это, конечно, «средняя температура по больнице», которую каждый россиянин измеряет индивидуально. Но, по официальной статистике, в прошлом году доходы у нас опять упали на 3-4%. О каком общедоступном интернете можно вести речь, если в нашей глубинке порой нет даже телефонной связи, не говоря уже о дорогах и работе.
А в Китае на повестке дня следующая задача — строительство общества среднего достатка. И это не только создание самого большого в мире среднего класса с ежемесячными доходами свыше 18 тысяч юаней (180 тысяч рублей), к которому будет относиться больше половины населения КНР. Это и полная доступность медицины, среднее образование для всех и много чего другого, что входит в понятие «социализм с китайской спецификой».
В том, что все это произойдет, не сомневаются даже недруги на Западе. В конце 2020 года аналитики британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) заявили в своем докладе, что благодаря пандемии экономика Китая обгонит американскую к 2028 году, на пять лет раньше, чем прогнозировалось ранее.
Кстати
В прошлом году Китай поставил и еще один рекорд: прямые иностранные инвестиции впервые за всю историю превысили инвестиции в США и составили 1 трлн юаней (10 трлн рублей — почти полбюджета России). А когда страна развивается, богатеют и ее граждане.