Уходящий год всем нам еще раз напомнил о том, какую важную, порой спасительную роль в нашей жизни играют врачи. А бывают случаи, когда помощь к страждущим приходит буквально с неба. К примеру, в уходящем 2020-м только в Подмосковье совершено 511 экстренных вылетов врачей санитарной авиации, которые спасли сотни жизней. Об этом репортеру «Труда» рассказал Анатолий МИХАЙЛОВСКИЙ, руководитель отдела санитарной авиации Территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) Московской области.
Их еще называют медициной последнего шанса. «Да, нас зовут, когда человек находится у черты, разделяющей жизнь и смерть, — говорит Михайловский. — Пожары, падения с высоты, тяжелые ДТП, авиакатастрофы, ситуации, требующие немедленных реанимационных мероприятий. Замещение жизненно важных функций организма, искусственная вентиляция легких, введение кардиотоников — вот ежедневная практика врачей, вылетающих на самые тяжелые случаи. Более 75% пациентов перевозятся на аппарате ИВЛ. Из 511 вызовов этого года — 204 дети, 23 из них — младенцы. Вертолет очень часто — единственная надежда на спасение, поскольку дороги загружены, обычная скорая помощь рискует не успеть. За все годы работы у нас не было ни одного летального исхода, в полете мы не потеряли ни одного пациента».
Стучу по дереву — пусть и дальше это спасительное правило работает без перебоев. С Анатолием Михайловским мы встретились на одинцовском вертодроме Подушкино. Он врач-реаниматолог с более чем 20-летним стажем работы в скорой помощи и в военном госпитале, а с 2015 года — в медицине катастроф. Как специалист высоко оценивает о-снащение казанского вертолета «Ансат», который ничем не уступает зарубежным машинам. Этот летающий медицинский модуль укомплектован как современное отделение реанимации в стационаре: основной и резервный аппараты ИВЛ, монитор-дефибриллятор, вакуумный матрас и другой инструментарий на все случаи из практики спасателей. Есть и герметичный кокон с системами жизнеобеспечения (в подобном эвакуировали в Берлин Алексея Навального). Вертолет рассчитан на перевозку одного, в особых случаях — двоих тяжелых пациентов.
В нынешних условиях карантина в арсенал добавились средства индивидуальной защиты персонала от инфицирования. Кстати, врачи отмечают, что с началом пандемии меньше стало ДТП. Но напастей и без них хватает. Помните недавнюю катастрофу в подмосковном Ступино, где обрушился надземный пешеходный переход? Так вот, первыми прибыли к месту беды спасатели МЧС и медицинский вертолет. И после знаменитой посадки самолета «Уральских авиалиний» медики в считанные минуты приземлились рядом с лайнером на кукурузное поле.
Дети оказываются в опасности по недосмотру взрослых. Малыши падают из открытых окон и с балконов, добираются до смертельно опасных жидкостей, устраивают пожары. Каждый случай — особый, вызывающий стресс даже у видавших виды врачей медицины катастроф.
Как все происходит на деле? Тяжесть состояния пациента и необходимость его эвакуации по воздуху определяет старший врач оперативного отдела ТЦМК. Учитываются диагноз, прогноз, местонахождение пациента и дорожная обстановка. Заявка на полет обрабатывается автоматически. Согласование с диспетчерами ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения) Московского авиаузла проводится в самом оперативном режиме. Недавно речь шла об опасности гибели ребенка, каждая минута промедления могла оказаться критической — и вертолет доставил маленького пациента в 9-ю городскую детскую больницу на Шмитовском проезде.
Пилоты, две медицинские бригады (в составе каждой — реаниматолог и фельд-шер) и смена авиадиспетчеров дежурят круглосуточно. Вертолет и посадочная площадка — в рабочем состоянии в любое время и в любую погоду. Зимой вызовов меньше, летом бывает и по пять-шесть вылетов в день — каждый минут 40. Пациентов чаще всего доставляют в госпиталь в Красногорске или в детскую больницу в Люберцах: оба лечебных учреждения имеют посадочные площадки. Забирают пострадавших по всей Московской области. «Ансат» — легкий вертолет, способен приземлиться на пятачке спортплощадки в школьном дворе. Был случай посадки на стадионе «Керамик» города Железнодорожный, откуда эвакуировали 53-летнего мужчину в крайне тяжелом состоянии с черепно-мозговой травмой и множественными переломами после ДТП. Спасли!
Полеты возможны и в темное время суток. На этот случай инженерные службы аэродрома Подушкино имеют мобильный комплекс ночного старта. Ни документы пострадавших, ни их регистрацию, ни гражданство, ни полисы медицинского страхования в этих случаях никто не спрашивает. Главная задача экстренной службы — спасти жизни.
В советские времена рабочей лошадкой санитарной авиации был самолет Ан-2, которому доступны удаленные от цивилизации уголки. Роженица из таежного поселка или горного аула могла рассчитывать на доставку в больницу в райцентре, если что-то пошло не так. Система работала бесперебойно, но рухнула в 90-е, когда полеты стало некому оплачивать. Не стало соответствующей техники, летного и медицинского персонала. Сейчас санитарная авиация понемногу возвращается в воздушное пространство страны. В 45 субъектах России работает «воздушная скорая помощь» на отечественных вертолетах Ми-8 в медицинском исполнении и новейшем «Ансате». Крупнейшим подрядчиком выступает компания «Российские вертолетные системы». Услугу оказывает ее подразделение «ХелиМед» (HeliMed). Пример государственно-частного партнерства.
Час полета «Ансата» обходится от 200 тысяч рублей. Цена воздушной помощи складывается не только из стоимости топлива и зарплаты экипажа. Это авиатехника, аэронавигационное обслуживание, содержание аэродрома, обучение персонала. Как пояснил директор по общественным связям «Российских вертолетных систем» Азад Каррыев, компания имеет флот из 17 вертолетов «Ансат» и 11 Ми-8 с медицинским модулем и работает в Московской, Волгоградской, Курганской, Псковской, Калужской областях и прилегающих регионах. Подмосковье обслуживают две машины, а вскоре появится третий «Ансат», оснащенный специально для экстренной помощи детям.
Нехватку летного персонала восполняли за счет военных пилотов (гражданские заведения не выпускали вертолетчиков с необходимым количеством часов налета). Но после того, как Омскому летно-техническому колледжу гражданской авиации передали два вертолета для учебных целей, дело сдвинулось. За последний год 20 выпускников училища пришли работать в компанию вторыми пилотами.
Вся инфраструктура хелипарка Подушкино выглядит так, будто находится не в Подмосковье, а где-нибудь в Швеции. Там авиационная скорая помощь — обычное дело, рассчитывать на нее в экстренной ситуации может любой гражданин. Будем думать, что россияне ничем не хуже и в трудную минуту любого из нас прилетит выручать «Ансат» с врачами на борту.