Пока «Мелодия для шарманки» добиралась до проката, ей успели вручить и приз ФИПРЕССИ, и награду за лучшую женскую роль на Московском кинофестивале, и приз «Золотая лоза» на фестивале «Киношок». При этом и члены жюри, и зрители, отдававшие свои симпатии фильму, говорили, что фильм Муратовой очень сложно сравнивать с остальными претендентами на награды — впрочем, то, что делает Кира Муратова, всегда стоит отдельно от общего кинопотока.
«Мелодию для шарманки» сейчас называют одной из самых жестких и горьких картин режиссера: в этой истории люди как нельзя более отчетливо выглядят существами без души, а мир — пространством без любви и справедливости. Сводные брат и сестра после смерти матери, с которой они жили, приезжают в большой город, чтобы попытаться найти своих отцов. Им негде согреться, нечего есть, они не знают города, но никто не пытается помочь детям, даже несмотря на то, что приближается Рождество, — и шанса одуматься своим взрослым героям Муратова не даст. «В моем сценарии нет никаких головоломных психологических изысков, — говорит она. — Холод, голод, бедность, богатство — все это простые и внятные вещи, открыто рассказывающие о своей сущности».
Сперва Кира Муратова хотела снимать в фильме настоящих одесских беспризорников, но дети оказались настолько больными, что вряд ли смогли бы работать на площадке. Тогда был проведен кастинг, и на роль брата и сестры были выбраны Рома Бурлака и Лена Костюк — именно она получила на ММКФ награду.