Книги «про любовь» издавна принято считать сугубо дамским чтивом. А между тем в этой вечной теме можно встретить столько драм, загадок и невероятных приключений, что иные детективщики позавидуют. Да что там далеко ходить — достаточно взять в руки книжки, которые мы вам сегодня представляем.
Александр Снегирев. «Плохая жена хорошего мужа»
Лауреат «Русского Букера», автор романов «Вера» и «Нефтяная Венера» Александр Снегирев давно зарекомендовал себя мастером короткой прозы — той самой, про которую мы потихоньку стали забывать. И не потому, что ее нет, а потому что в наше время издают ее редко — дескать, читателю подавай блюдо поосновательнее, как бараний бок с кашей у Гоголя. А Снегирев доказывает, что короткая проза не ушла с эпохой Чехова, а имеет право на жизнь и сегодня.
Новый сборник — истории на вечные темы: он и она, поиск себя и своей половины, одиночество, нарастающая дистанция между людьми и душами. «Драмы — почти чеховские, трагедии — почти античные, а время — 2021-й» — автор пишет почти в дневниковой манере, и эта безыскусность добавляет доверия рассказчику. Тем более Снегирев не только ведет речь о своих героях, но и приоткрывает личную историю — пусть завуалированную по чужие судьбы. Его рассказы — моментальные фото жизни обычных людей в наше время кризиса и пандемии, неурядиц и безверия. Его герои — люди среднего возраста и нарастающих сомнений. Вот они вроде бы преодолели проблемы, а тут новая волна подступает. И где та гавань, где жизнь, как утреннее море, спокойна, безмятежна и чиста? Поищем вместе.
Евгения Некрасова. «Домовая любовь»
Еще один сборник рассказов, повестей и поэм — продолжение предыдущего, и здесь тоже своего рода художественное исследование современных дома и семьи. Только теперь это женский взгляд на происходящее. А он всегда острее и откровеннее, чем у нас, мужчин. Можно сказать, что проза Некрасовой — это поиски истоков боли.
Как и раньше, у автора изображение российской повседневности странным образом переплетается с фольклорными мотивами (это фишка Некрасовой). В «Домовой любви» и главным героем, и местом действия предстает Дом, в котором его обитатели живут, страдают, ищут счастье. В одном рассказе парень превращает жизнь своей девушки в ад, втянув ее в борьбу с лишним весом и отслеживая каждый грамм. В другом героиня закрывается от психологической травмы партнера, связанной со взрывами домов в Москве в 1999-м, чтобы спасти иллюзию счастья. Свалка под Коломной вбирает в себя вместе с вещами истории людей многих поколений...
Дом у Евгении Некрасовой — это не просто крыша над головой. Это почти живое существо, которое слушает и запоминает, сопереживает и наказывает. И этот процесс втягивает читателя, как в воронку.
Вера Тихонова. «Если бы не ты, то бы и не я»
Писать о книге, вышедшей в свет на этой неделе, нелегко. Потому что в ней идет речь о жизни и смерти не вымышленных персонажей, а реальных, знакомых людей. И потому, что горе и горечь от расставания с любимым человеком еще не остыли, они так свежи, что читать эти записи трудно, больно. А еще потому, что автор книги Вера Тихонова — журналист, наша коллега, чьи публикации читатели «Труда» встречают чуть ли не в каждом номере, — и все произошедшее представляется крупным планом.
Но читать надо — особенно тем, кто запамятовал, что любовь бывает, или в суете перестал в нее верить. А она, любовь, никуда не делась, она просто не со всеми остается после первой, так много обещающей встречи.