Появление такого законопроекта чиновники объяснили... увеличением продолжительности жизни россиян. После того как об инициативе стало известно, глава ведомства допустил оговорку, объясняющую не только людоедское решение насчет пенсий, но и многие другие странности в социальной «поддержке» населения.
В законопроекте с названием «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2021 год» говорится, что с 1 января срок расчета выплаты накопительной части пенсии будет увеличен до 22 лет, а значит, общая сумма накоплений будет делиться уже не на 258, а на 264 месяца. И, следовательно, сумма полагающихся выплат будет уменьшена.
Срок выплат в 22 года основан на данных Росстата. Так, ведомство посчитало, что в 2019 году мужчины в России доживали в среднем до 76 с хвостиком лет, а женщины — до 81 года. В среднем это почти 22 года.
В Минтруде уверяют, что можно не опасаться не успеть получить свои накопления — поскольку у россиян при достижении пенсионного возраста есть право (хотя и со множеством оговорок) забрать всю сумму за раз или написать заявление о передаче накопительной части пенсии по наследству.
Речь идет, подчеркнем, только о накопительной части пенсии, которая последние пару десятилетий то и дело подвергается реформированию. В предыдущий раз очередная реформа затевалась осенью 2019 года. Размораживать пенсионные накопления, которыми государство с 2014 года пользуется как беспроцентным займом у собственного населения, никто не стал, но будущим пенсионерам решили предложить новую приманку, чтобы убедить их доверить свою старость чиновникам, — «государственную пенсионную программу».
Этот проект был встречен шквалом критики. Эксперты напомнили, что государство так часто меняет правила пенсионной игры, что низкий уровень доверия к новым предложениям способен свести на нет всю их привлекательность. К тому же вопрос доходности пенсионных накоплений не был детализирован. А нынешние способности ПФР оставляют желать лучшего — в 2020 году человек, вложивший в накопительную пенсию миллион рублей, может рассчитывать только на 3870 рублей в месяц (не считая страховой пенсии, которая рассчитывается в зависимости от трудового стажа). Эта сумма значительно проигрывает тем процентам, которые набежали бы, если бы тот же человек просто клал деньги на счет в банке, не говоря уже об инвестировании.
Один из политтехнологов «Единой России» Константин Калачев признался, что сам он, например, не рассчитывает жить в старости на пенсию. Той же логики, похоже, придерживаются и депутаты Госдумы из числа единороссов, уже пообещавшие поддержать инициативу Минтруда по снижению пенсий. Хотя они-то, пожалуй, могли бы достойно жить на одну пенсию — как слугам народа им полагаются специальные доплаты в размере от 55 до 75% от депутатского денежного вознаграждения, а средняя зарплата в Госдуме составляет 350 тысяч рублей в месяц.
Но если от парламентариев, витающих в законотворческих облаках, заведомо можно не ждать понимания того, как и на что живет на пенсии среднестатистический россиянин, то от ответственных за социальную защиту населения логично требовать большей чуткости. Но нет!
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков выдал свой уровень компетентности, комментируя обрушившийся на сайт госуслуг шквал заявлений на выплаты в 10 тысяч рублей на детей от 3 до 16 лет. «Мы с коллегами не ожидали такой востребованности этой меры», — признался чиновник.
Он что, с Луны свалился? Человек, который отвечает в правительстве за помощь нуждающимся, удивлен количеством людей, для которых 10 тысяч — большие деньги? Теперь ясно, как в Минтруде появляются законопроекты о понижении пенсий. Вот только бы понять, когда в нацпроекте «Демография» ставили задачу увеличить продолжительность жизни до 80 лет, это делали зачем? Чтобы снижать пенсии и сделать их из нищенских откровенно символическими? И зачем тогда этот нацпроект запускали одновременно с планом по борьбе с бедностью?
У нас уже сокращали врачей и закрывали больницы, чтобы повысить доступность медицинской помощи. И повышали пенсионный возраст, чтобы повысить пенсии, но добились обратного эффекта. Как-то уже очень хочется заткнуть этот фонтан идей.
В Совете Федерации пообещали подумать, как можно компенсировать россиянам снижение накопительных пенсий из-за изменения формулы расчета. Хотя очевидно, что такого хитрого механизма сейчас не существует. Так, в отличие от страховой части пенсии, накопительная не индексируется из-за инфляции. А сам размер накоплений зависит от того, насколько эффективно их инвестирует Пенсионный фонд. И для ПФР, и для частных пенсионных фондов в этом случае правила игры одинаковые. А накоп-ления большой группы будущих пенсионеров, как мы помним, все еще заморожены, и они уходят в ПФР, в счет страховой части, а не пенсионные фонды, так что никаких дивидендов деньги не приносят.
P.S. В Минтруде тем временем выступили с уверением, что снижение накопительной части пенсии коснется ничтожного числа пенсионеров. Те граждане, у которых накопительная часть составляет менее 5% от общей суммы пенсии, получают свои накопления одним платежом при выходе на пенсию. То же самое можно сделать, если накопительная часть более 5%, но пенсионер не хочет получать прибавку ежемесячно, а предпочитает забрать всю сумму разом. Всего при выходе на пенсию все свои накопления забирают 98,7% граждан, выходящих на пенсию. «Таким образом, только в отношении 1,3% граждан, имеющих право на накопительную пенсию, применяется показатель «продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии», — успокаивают в Минтруде.
Только вот всех остальных эти цифры что-то не очень успокаивают. Просто так пенсионное законодательство не трогают, да еще в интересах пенсионеров. Кто ж в такие чудеса поверит?