Госдума приняла в первом чтении поправки в федеральный закон «О рекламе», согласно которым в России будет создан единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений.
В числе прочего, данная инициатива затронет сайты, где публикуются объявления физлиц. Авторы законопроекта предлагают создать единую площадку с объявлениями, куда не будет доступа у мошенников. Ведь количество случаев, когда посетители подобных ресурсов становились жертвами обмана, в последние годы только растет. В частности, с октября 2019 года общая сумма мошеннических операций на таких интернет-площадках достигла почти 1,4 млрд рублей. Только за 2020 год покупатели на этих ресурсах отправили в карманы злоумышленников по меньшей мере 831 миллион рублей. При этом далеко не каждый из столкнувшихся с мошенничеством обращается к правоохранителям.
По задумке инициаторов поправок, с началом работы единого оператора коммерческие объявления в Рунете будут размещаться на единой платформе. Благодаря обязательной авторизации через «Госуслуги» здесь нельзя будет завести фейковый аккаунт с «левым» телефоном. Все профили пользователей будут реальными. Историю сделок и репутацию можно будет посмотреть. Также появится возможность пожаловаться на недобросовестных покупателей или продавцов.
Помимо интернет-досок объявлений, законопроект упорядочивает и рынок наружной рекламы, объем которого в минувшем году достиг 45 млрд рублей (по данным Ассоциации коммуникационных агентств России). При этом данная сфера деятельности в нашей стране все еще находится «в тени».
Рекламные деньги неподотчетны, внутреннего контролирующего механизма по сути не существует. Заказать рекламу на цифровом носителе может кто угодно. Достаточно принести наличные.
Несмотря на успехи в борьбе с незаконной наружной рекламой в Москве и Санкт-Петербурге, во многих российских регионах по-прежнему встречаются конструкции, установленные неправомерно. Иногда их доля доходит до 90 процентов от городских носителей.
Только в Астрахани с начала года демонтировали около полутора тысяч незаконных рекламных конструкций. Особенно местных жителей раздражают круглосуточно мигающие ситиборды, которые недобросовестные операторы устанавливают прямо напротив окон жилых домов.
При таком раскладе появление единого оператора цифровой рекламы сильно изменит положение дел. Все участники рынка в этом случае пройдут верификацию.
Кроме того, предложенная инициатива избавит рынок цифровых рекламных услуг от иностранного технологического влияния. Единый оператор будет работать только на российском софте, а данные пользователей будут храниться на отечественных серверах. Риски кибератак из-за рубежа будут сведены к минимуму. А отрасль не будет зависеть от западных IT-компаний.
Единым оператором будет частная компания, которую выберут на конкурсной основе. Контролировать ее работу будут Минцифры и ФАС.