Хихуса, основателя русской комикс-группы «Люди мертвой рыбы», только что отметившей свой 10-летний юбилей, называют ведущим комиксистом России. О судьбе комикса в России Хихус рассказал «Труду».
— Почему во многих странах развита культура комикса, а у нас не сложилось?
— Ну
— А вот у нас до сих пор есть снисходительность и настороженность по отношению к комиксам.
— Ну, извините, у нас были 70 лет жесткой советской пропаганды на тему того, что комиксы придумали американцы, а нам это чуждо. К тому же ужасно неудачно само слово «комикс», которое предполагает
— Каким же тогда пользуетесь?
— Разными. Комикс — это то, что нарисовано в Америке. Во Франции рисуют банд десине (bande dessinee), а в Японии — мангу. В России это рисованные истории. Или истории в картинках. Или изотексты.
И ведь не только названия различаются. Француз рисует альбом: он в твердой обложке, с красивыми картинками и стоит больших денег. Цель читателя — купить такой альбом, получить на фестивале автограф автора, поставить книгу на полку, а потом собрать коллекцию, передать детям или продать за огромные деньги. В Америке это индустрия, похожая на Голливуд. Каждую неделю нужно выплевывать книжечку в 32 странички, но если нам попался хит, то из этого мы уже устроим
В общем, в Японии, где манга составляет 40% всей полиграфической продукции, это как телепрограмма: прожевали — выплюнули. Во Франции — искусство, в Америке — Голливуд.
— А в России?
— В России это пока как
Возможно, тут дело в эллипсе. Есть у нас такое профессиональное понятие — «эллипс». Это пространство между кадрами. Одно из главных искусств — нарисовать именно столько кадров, сколько надо. Не больше — иначе читатель заскучает и выкинет твою историю. Но и не меньше — иначе суть происходящего не будет понятна.
— А что еще помимо эллипса важно, чтобы сделать хорошую рисованную историю?
— Как ни странно, для этого совершенно не обязательно уметь рисовать. Вот, например, Линор Горалик, делая своего «Зайца Пц», объявляет, что она не умеет и не собирается уметь рисовать.
— Для человека, который вообще не знаком с комиксами, с чего бы ты посоветовал начать?
— Если это взрослый, я бы посоветовал стрипы. Это короткие истории, изначально придуманные для газетного листа. «Гарфилда» все очень любят, «Зайца Пц», Дильберта. Наши любимые короткие комиксы — это польские про ежа Ежи. Великолепные стрипы рисует Захар Ящин — недавно вышла его «Книга Чувака». Чувак —
— Если смотреть на рисованные истории в контексте
— Это не совсем правильный вопрос. Учатся ли дети по комиксам читать? Да, учатся. Ко мне регулярно подходят мамаши и говорят: «Мой ребенок начал читать только благодаря твоим комиксам». Речь, конечно, не о том, что он буквочки научился складывать, а о том, что раньше складывать буквы ему не хотелось. А тут появилось желание понять, что происходит в этих картинках, и не было отпугивающих кирпичей текста. Это явление повсеместное и в развитых странах поставленное на службу прогрессу.
Но комикс — это отдельный вид искусства, который не ставит перед собой целью приобщить к литературе или, наоборот, увести от нее. Это просто отдельный вид искусства, как скульптура, например. Да ведь и чтение — это не самоцель. Что лучше: если человек читает Маринину или если он смотрит Феллини? Наша задача как
— В чем союзники?
— В том, что давайте делать хорошие вещи и не будем делать плохих!
Резюме «Труда»
Хихус, комиксист
Родился в 1968 году. Настоящее имя — Павел Сухих.
Получил художественное образование в Дании.
Работал как