Все новое у нас — хорошо забытое старое. В стране объявили об учреждении звания «Мать-героиня» для родивших и воспитавших 10 и более детей. Но поможет ли это в решении острейших демографических проблем? В мае, аккурат в день 100-летия пионерии заявлено о создании нового молодежного движения. В Госдуму внесли законопроект об общественных советах на ТВ, в театре и в кино — по сути, о цензуре. А до этого была попытка возродить комплекс ГТО, о чем сегодня, похоже, все забыли. Мы возвращаемся в СССР? Но почему же та страна распалась, если там все было так хорошо?
Николай Сванидзе, член СПЧ, журналист
— Власть очень любит советскую эстетику. Отсюда новая пионерия и «Мать-героиня». Это проще, чем скучные и сложные меры поощрения рождаемости или долгая работа по созданию социальных лифтов для молодежи. Нельзя идти вперед с развернутой назад головой и пытаться реанимировать отжившее.
Олег Шеин, депутат облдумы Астрахани
— Советская цивилизация смотрела в будущее. Ее культура основана на гуманизме, стремлении к научным прорывам. Сегодня Россию пытаются вернуть в прошлое, но такие попытки выглядят совершенной формальностью. Мы в демографической яме: на 20 женщин детородного возраста приходится 15 детей. Никто не против звания «Мать-героиня», но оно не заменит социального, справедливого по отношению к своим гражданам государства.
Павел Салин, политолог
— Мы в ситуации позднего СССР. Высокое руководство демонстрирует веру в то, что новая пионерия или статус «Мать-героиня» будут работать, как это было в Советском Союзе. Чиновники помоложе подхватывают эти «начинания», но на самом деле в них не верят и верить не собираются. А что вы хотите? Те же политики, кому сейчас 70, так же не верили в комсомол и партию лет 40 назад. А сегодня они предпочитают не думать о том, что СССР распался прежде всего из-за внутренних противоречий.
Максим Шевченко, журналист
— 30 лет государство отнимало у народа ресурсы к развитию и уничтожало советские институты. А теперь начинается имитация. Советское вернуть нельзя: то общество предполагало равные права и возможности. Иногда дети рабочих имели даже больше прав, чем дети министров. Вернуть институты Российской империи тоже не получится. Старая Россия опиралась на власть царя и его семьи, в которой все с малых лет сознавали свою ответственность перед страной.
Руслан Хасбулатов, экс-глава Верховного совета РФ
— Сейчас уже нет нужды под ширмой общественных советов вводить цензуру для творчества. Ее и так достаточно. К тому же советские институции соответствовали тому времени, а сейчас капитализм. Комсомол, пионерия — это про моральные ориентиры. А разве может быть в буржуазном обществе у рабочего, министра и олигарха одинаковая мораль? Скопировать старые институты не получится, но примеры из прошлого могут вдохновить на реформы. Например, в средневековых Псковской и Новгородской республиках действовала развитая по тем временам выборная система. Сегодня россияне отсечены от подлинных выборов, я бы смягчал избирательное законодательство, и не только его.
Леонид Калашников, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
— В уважающей себя стране ценят женщин, кто много рожает. Им пытаются помочь, что тут дурного? Поддерживаю и общественные советы для оценки художественного творчества, я против вседозволенности. Такие советы могут ошибаться, но их членов надо регулярно проверять. Однозначно приветствую и другие возможные проекты: поддержку детдомовцев (я и сам детдомовец), молодых специалистов.