Спорт вне политики? Как бы не так! В нынешние времена спортсменам и тренерам надо ходить и оглядываться: каждое вылетевшее невзначай слово, жест или поступок может обернуться обвинениями в сексизме и крупными неприятностями. И вот вам свежие примеры.
Во Франции министр спорта Амели Удеа-Кастера потребовала принять жесткие санкции к футболистам, отказавшимся играть матчи французского чемпионата в футболках с радужными номерами и тем самым не поддержавшим ЛГБТ-сообщества. И это при том, что большинство «отказников» — выходцы из мусульманских семей, где все эти нетрадиционные забавы категорически осуждаются. Такая вот толерантность...
А в США прилетело Роберту Сарверу — миллиардеру, внесшему наибольшие инвестиции в спорт. А всему виной его острый язык. В ближайшее время Сарвер будет вынужден продать свой баскетбольный клуб «Финикс Санз», который купил 20 лет назад за рекордные 400 млн долларов, а также женский «Финикс Меркьюри» и футбольный «Майорка». Не по собственному желанию, а потому, что НБА в ходе специального расследования выявила «нарушения рабочей этики» и отстранила миллиардера от деятельности по руководству клубами.
Началось с того, что невинная шутка Сарвера была признана расистской. Он заявил, что специально принял на работу темнокожего тренера, так как «черному легче договориться с черными». А после того как были опубликованы итоги расследования НБА, наперегонки помчались в СМИ с жалобами несчастные обиженные женщины и даже мужчины, которые терпели шутки Сарвера на протяжении 20 лет. Раньше его коллеги и подчиненные с восторгом рассказывали, как мистер Сарвер умеет шуткой разрядить напряженную деловую обстановку, а теперь...
Лет 10 назад, когда ведущего игрока его клуба публично осуждали за то, что он «заделал» местной стриптизерше двух детей, но не живет с ней, Сарвер заступился за парня: «Пусть местные стриптизерши почаще беременеют от баскетболистов, и тогда через 20 лет в Финиксе рядом с нашими клубами вырастет масса высоких и координированных парней и девушек». Тогда посмеялись, а тут вдруг выяснилось, что давняя шутка оскорбила и принесла неслыханные моральные страдания и баскетболисту, и стриптизерше, и их чадам, и массе посторонних лиц.
Другой известный в прошлом баскетболист, но неудачливый ныне тренер вдруг вспомнил, как Сарвер когда-то в тренажерном зале расспрашивал у него, в каких местах тела тот бреется. Нет сомнений, что под шумок количество обиженных миллиардером будет расти как снежный ком.
Организаторов женского забега в Мадриде обвинили в сексизме, потому что призерам вручались кухонные комбайны фирмы, взявшей на себя все расходы и заключившей контракт с Федерацией легкой атлетики. И вот теперь и организаторы, и фирма-спонсор публично каются за злополучные комбайны: «Мы принимаем критику, приносим извинения, если кто-то обиделся, и обещаем принять меры, необходимые для предотвращения этого недопонимания в будущем».
Странные люди: тратишь немалые деньги на спортивные зрелища, а потом еще вынужден за это оправдываться. Нам это трудно понять. Кстати, российскому тренеру Андрею Воронкову, год назад назвавшему обезьяной темнокожую кубинскую волейболистку во время матча женского чемпионата России и получившему два сезона дисквалификации, на днях смягчили наказание — заменили второй год дисквалификации на условный. Как заявил глава Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко, «Воронков совершил глупость, но получил урок на всю жизнь».
Как раньше писали в советских газетах, «два мира — две судьбы».